Домой Персонал Виды налогов на предпринимательскую деятельность. Общий режим налогообложения индивидуальных предпринимателей Особенности налогообложения ип и юридических лиц

Виды налогов на предпринимательскую деятельность. Общий режим налогообложения индивидуальных предпринимателей Особенности налогообложения ип и юридических лиц

» » Налогообложение предпринимательской деятельности предпринимателю

Налогообложение предпринимательской деятельности предпринимателю


Вернуться назад на

Действующим налоговым законодательством установлены три системы налогообложения индивидуальных предпринимателей:

1. «Традиционная система» - система налогообложения, которая установлена главой 23 и вступила в силу;
2. «Упрощенная система» - система налогообложения, установленная главой 26.2 части второй Налогового кодекса Российской Федерации, которая вступает в силу согласно Федеральному закону № 104-ФЗ;
3. «Вмененная система» - система налогообложения установленная главой 26.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации, которая вступает в силу согласно Федеральному закону № 104-ФЗ.

Рассмотрим каждую из указанных систем, так как они принципиально отличаются друг от друга.

Традиционная система налогообложения

Индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность, которая не попадает под упрощенную или вмененную системы налогообложения используют традиционную систему налогообложения.

При использовании традиционной системы налогообложения в случае появления в течение года у физического лица, получающего доход от предпринимательской деятельности, доходов, полученных от осуществления предпринимательской деятельности или от занятия частной практикой, налогоплательщики обязаны представить налоговую декларацию с указанием суммы предполагаемого дохода в текущем налоговом периоде в налоговый орган в пятидневный срок по истечении месяца со дня появления таких доходов. При этом сумма предполагаемого дохода определяется налогоплательщиком. В декларации указывается размер дохода полученного за первый месяц деятельности и размер ожидаемого дохода до конца текущего года.

В налоговых декларация физические лица указывают все полученные ими в налоговом периоде доходы, источники их выплаты, налоговые вычеты, суммы налога, удержанные налоговыми агентами, суммы фактически уплаченных в течение налогового периода авансовых платежей, суммы налога, подлежащие доплате или возврату по итогам налогового периода.

Физические лица, получающие доход от предпринимательской деятельности обязаны не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, представить фактическую налоговую декларацию, в которой указываются все полученные доходы, суммы начисленного и уплаченного налога на доходы физических лиц, стандартные и профессиональные налоговые вычеты.

В случае прекращения деятельности до конца налогового периода индивидуальный предприниматель обязан в пятидневный срок со дня прекращения деятельности представить налоговую декларацию о фактически полученных доходах в текущем налоговом периоде.

Налоговым периодом признается календарный год.

Физические лица самостоятельно исчисляют суммы налога, подлежащие уплате в бюджет. Убытки прошлых лет, понесенные физическим лицом, не уменьшают налоговую базу.

Общая сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисленная в соответствии с налоговой декларацией, уплачивается по месту учета налогоплательщика в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Исчисление суммы авансовых платежей производится налоговым органом. Расчет сумм авансовых платежей на текущий налоговый период производится налоговым органом на основании суммы предполагаемого дохода, указанного в налоговой декларации, или суммы фактически полученного дохода за предыдущий налоговый период с учетом налоговых вычетов.

Авансовые платежи уплачиваются налогоплательщиком на основании налоговых уведомлений:

1) за январь – июнь – не позднее 15 июля текущего года в размере половины годовой суммы авансовых платежей;
2) за июль – сентябрь – не позднее 15 октября текущего года в размере одной четвертой годовой суммы авансовых платежей;
3) за октябрь – декабрь – не позднее 15 января следующего года в размере одной четвертой годовой суммы авансовых платежей.

В случае значительного (более чем на 50 %) увеличения или уменьшения в налоговом периоде дохода налогоплательщик обязан представить новую налоговую декларацию с указанием суммы предполагаемого дохода от осуществления предпринимательской деятельности на текущий год. В этом случае налоговый орган производит перерасчет сумм авансовых платежей на текущий год по ненаступившим срокам уплаты. Перерасчет сумм авансовых платежей производится налоговым органом не позднее пяти дней с момента получения новой налоговой декларации.

При определении размера налоговой базы индивидуальный предприниматель имеет право на получение стандартных, социальных, имущественных и профессиональных налоговых вычетов.

Налоговая ставка устанавливается в размере 13 %.

Налоговая ставка устанавливается в размере 35 % в отношении:

1) доходов, полученных от выигрышей, выплачиваемых организаторами лотерей;
2) стоимости выигрышей и призов, получаемых в проводимых конкурсах, играх и других мероприятиях в целях рекламы товаров, работ и услуг;
3) страховых выплат по договорам добровольного ; процентных доходов по вкладам в банках в части превышения суммы, рассчитанной исходя из 3/4 действующей ставки ЦБ РФ;
4) суммы экономии на процентах при получении налогоплательщиками заемных средств.

Налоговая ставка устанавливается в размере 30 % в отношении всех доходов, получаемых физическими лицами, не являющими резидентами РФ.

Налоговая ставка устанавливается в размере 6 % в отношении доходов от долевого участия в деятельности организаций, полученных в виде .

Стандартными вычетами признаются:

1) 400 рублей за каждый месяц налогового периода до месяца, в котором доход, исчисленный нарастающим итогом, превысил 20000 рублей;
2) 300 рублей за каждый месяц налогового периода до месяца, в котором доход, исчисленный нарастающим итогом, превысил 20000 рублей на каждого ребенка каждому родителю и другие.

Социальными вычетами признаются:

1) сумма доходов, перечисляемая налогоплательщиком на благотворительные цели в виде денежной помощи организациям науки, культуры, образования, здравоохранения и , частично или полностью финансируемых из средств соответствующих бюджетов, а также физкультурно-спортивным организациям, образовательным и дошкольным учреждениям на нужды физического воспитания граждан и содержание спортивных команд, - в размере фактически произведенных расходов, но не более 25 % суммы дохода, полученного в налоговом периоде;
2) в сумме, уплаченной налогоплательщиков в налоговом периоде за свое обучение в образовательных учреждениях, - в размере фактически произведенных расходов на обучение, но не более 25000 рублей, а также в сумме, уплаченной налогоплательщиком-родителем за обучение своих детей в возрасте до 24 лет на дневной форме обучения в образовательных учреждениях, - в размере фактически произведенных расходов на это обучение;
3) в сумме, уплаченной налогоплательщиком в налоговом периоде за услуги по лечению, предоставленные ему медицинскими учреждениями РФ, а также уплаченной за услуги по лечению супруги, своих родителей и детей в возрасте до 18 лет.

Для индивидуальных предпринимателей применение упрощенной системы налогообложения предусматривает уплату единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности за налоговый период, взамен уплаты налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности), налога на , налога с продаж, (в отношении имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности) и единого социального налога с доходов, полученных от предпринимательской деятельности, а также выплат и иных вознаграждений, начисляемых ими в пользу физических лиц.

Уплата страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации. Иные налоги уплачиваются в соответствии с общим режимом налогообложения.

Упрощенная система налогообложения, учета и отчетности, применяемая в соответствии с положениями Федерального закона N 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства", заменяется упрощенной системой налогообложения, предусмотренной главой 26.2 части второй НК РФ, которая вносит революционные изменения в налогообложение малого бизнеса.

Те предприниматели, которые изъявляют желание перейти на данную систему с 2003 года, обязаны подать в налоговый орган по месту жительства заявление о переходе на данную систему по форме №26.2-1, утвержденной приказом МНС России № ВГ-3-22/495. Вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели вправе подать заявление одновременно с подачей заявления о постановке на учет в налоговых органах. Сообщение в заявлении индивидуальными предпринимателями размера дохода, полученного от предпринимательской деятельности, носит добровольный характер.

В указанном заявлении предприниматель должен указать, какой из двух предусмотренных законом объектов налогообложения он выбрал, поскольку от выбора объекта налогообложения будет зависеть ставка единого налога. При этом на основании ст.346.14 НК РФ объектом налогообложения могут быть только доходы или доходы, уменьшенные на величину расходов. Если предприниматель выберет объектом налогообложения доходы, то единый налог будет исчисляться по ставке 6 %. Если же объектом налогообложения будут доходы, уменьшенные на величину расходов, размер налоговой ставки составит 15 %.

Однако согласно ст.6 Федерального закона от 24.07.2002 N 104-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах" начиная с 1 января 2005 года для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, предусмотренную главой 26.2 НК РФ, объектом налогообложения признаются только доходы, уменьшенные на величину расходов. Таким образом, объект налогообложения в виде полученных доходов с 1 января 2005 года не применяется.

Кроме того, не все индивидуальные предприниматели могут применять этот налоговый режим.

Не вправе применять упрощенную систему налогообложения индивидуальные предприниматели:

Занимающиеся производством подакцизных товаров, а также добычей и реализацией полезных ископаемых, за исключением общераспространенных полезных ископаемых;
- являющиеся участниками соглашений о разделе продукции;
- переведенные на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности в соответствии с главой 26.3 Налогового кодекса;
- переведенные на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей в соответствии с главой 26.1 Налогового кодекса;
- средняя численность работников которых превышает 100 человек;
- нотариусы, занимающиеся частной практикой.

При переходе на упрощенную систему налогообложения индивидуальные предприниматели освобождаются от уплаты следующих налогов:

Налог на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от осуществления предпринимательской деятельности). Следует отметить, что индивидуальный предприниматель, получивший доход как физическое лицо, например, при продаже имущества, не используемого в предпринимательской деятельности (личная квартира, жилой дом и т.п.) является плательщиком налога на доходы физического лица в общеустановленном порядке:

Налог на добавленную стоимость;
- налог с продаж;
- налог на имущество (в отношении имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности);
- единый социальный налог с доходов, полученных от предпринимательской деятельности, а также с выплат и иных вознаграждений, начисляемых индивидуальными предпринимателями в пользу физических лиц.

Уплата этих налогов заменяется уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности за налоговый период.

Переход на упрощенную систему налогообложения не освобождает индивидуальных предпринимателей от уплаты:

1) федеральных налогов:
- государственной пошлины;
- таможенных пошлин;
- платежей за пользование природными ресурсами, зачисляемых в , в республиканский бюджет республики в составе Российской Федерации, в краевые, областные бюджеты краев и областей, областной бюджет автономной области, окружные бюджеты автономных округов и районные бюджеты районов в порядке и на условиях, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации;
- налога на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте;
- платы за пользование водными объектами;
- налога на добычу полезных ископаемых.
2) транспортного налога, являющегося .
3) следующих местных налогов:
- ;
- налога на рекламу;
- иных налогов и сборов, установленных местными законодательными органами в соответствии с действующим законодательством.

Переход на упрощенную систему налогообложения не освобождает индивидуальных предпринимателей от ведения кассовых операций и представления статистической отчетности.

Налоговым периодом для индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему, признается календарный год, то есть период с 1 января по 31 декабря.

Отчетными периодами по единому налогу являются I квартал, полугодие, девять месяцев.

Поскольку налоговым периодом признается календарный год, показатели деятельности организации или индивидуального предпринимателя в зависимости от выбранного объекта налогообложения определяются нарастающим итогом.

Специальный налоговый режим в виде упрощенной системы налогообложения, предусмотренный в главе 26.2 НК РФ, может применяться с 1 января 2003 года индивидуальными предпринимателями при определенных условиях. Переход на упрощенную систему налогообложения, а также возврат к общему режиму налогообложения индивидуальными предпринимателями носит добровольный характер. Индивидуальные предприниматели имеют право выбора между упрощенной системой налогообложения и традиционной системой налогообложения.

Подпункт 15 п.3 ст.346.12 НК РФ содержит ограничение предельной численности работников для возможности перехода на упрощенную систему. Средняя численность работников организации не должна превышать 100 человек.

Следует обратить внимание и на пп.16 п.3 ст.346.12 НК РФ, который ограничением для перехода на упрощенную систему налогообложения устанавливает стоимость амортизируемого имущества. При этом речь идет именно о предельной стоимости только амортизируемого имущества, которая не должна превышать 100 млн. руб.

В пункте 3 ст.346.12 НК РФ также установлены ограничения для применения упрощенной системы налогообложения индивидуальными предпринимателями. Индивидуальные предприниматели, принявшие решение применять упрощенную систему налогообложения с 1 января 2003 года, не имеют ограничений по доходам от предпринимательской деятельности, полученным за девять месяцев 2002 года.

Уплата квартальных авансовых платежей и налога производится по месту жительства индивидуального предпринимателя. Квартальные авансовые платежи по налогу уплачиваются индивидуальными предпринимателями не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом. Следовательно, уплата квартальных авансовых платежей осуществляется 25 апреля, 25 июля, 25 октября. Налоговые декларации по итогам отчетных периодов также представляются налоговым органам в указанные сроки.

Налог, исчисленный по итогам налогового периода, уплачивается индивидуальными предпринимателями не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налоговая декларация по итогам налогового периода также представляется налоговым органам не позднее указанного срока.

Согласно новому законодательству налогоплательщик на основании данных налогового учета должен самостоятельно рассчитывать единый налог с полученных в налоговом периоде доходов. Отчетностью являются налоговые декларации, которые подаются по итогам отчетного периода (первый квартал, полугодие и девять месяцев) не позднее 25 дней со дня окончания отчетного периода и по итогам налогового периода (года) не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным. На основании поданных деклараций предприниматель в течение года уплачивает авансовые платежи по налогу (по месту жительства предпринимателя) не позднее 25 числа первого месяца, следующего за истекшим отчетным периодом. По итогам года уплата налога производится не позднее срока, установленного для подачи налоговых деклараций.

Вмененная система налогообложения

Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности может применяться в отношении следующих видов предпринимательской деятельности:

1) оказания бытовых услуг;
2) оказания ветеринарных услуг;
3) оказания услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств;
4) розничной торговли, осуществляемой через магазины и павильоны с площадью торгового зала по каждому объекту организации торговли не более 150 квадратных метров, палатки, лотки и другие объекты организации торговли, в том числе не имеющие стационарной торговой площади;
5) оказания услуг общественного питания, осуществляемых при использовании зала площадью не более 150 квадратных метров;
6) оказания автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов, осуществляемых организациями и индивидуальными предпринимателями, эксплуатирующими не более 20 транспортных средств.

Уплата индивидуальными предпринимателями единого налога освобождает их от уплаты следующих налогов:

1) налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом);
2) налога с продаж (в отношении операций, осуществляемых в рамках предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом);
3) налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом);
4) единого социального налога (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом, и выплат, производимых физическим лицам в связи с ведением предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом).

Налогоплательщиками единого налога на вмененный доход являются индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации предпринимательскую деятельность, облагаемую единым налогом.

Индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками единого налога, не признаются налогоплательщиками НДС (в отношении операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 Налогового Кодекса, осуществляемых в рамках предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом), за исключением НДС, подлежащего уплате в соответствии с Налоговым Кодексом при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации.

Исчисление и уплата иных налогов и сборов, не указанных в настоящем пункте, осуществляются налогоплательщиками в соответствии с общим режимом налогообложения.

Индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками единого налога, уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Налогоплательщики обязаны соблюдать порядок ведения расчетных и кассовых операций в наличной и безналичной форме, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.

При осуществлении нескольких видов предпринимательской деятельности, подлежащих налогообложению единым налогом в соответствии с настоящей главой, учет показателей, необходимых для исчисления налога, ведется раздельно по каждому виду деятельности.

Налогоплательщики, осуществляющие наряду с предпринимательской деятельностью, подлежащей налогообложению единым налогом, иные виды предпринимательской деятельности, обязаны вести раздельный учет имущества, обязательств и хозяйственных операций в отношении предпринимательской деятельности, подлежащей налогообложению единым налогом, и предпринимательской деятельности, в отношении которой налогоплательщики уплачивают налоги в соответствии с общим режимом налогообложения, и исчисляют и уплачивают налоги и сборы в отношении данных видов деятельности в связи с соответствующим режимом налогообложения.

Объектом налогообложения для применения единого налога признается вмененный доход налогоплательщика.

Налоговой базой для исчисления суммы единого налога признается величина вмененного дохода, рассчитываемая как произведение базовой доходности по определенному виду предпринимательской деятельности, исчисленной за налоговый период, и величины физического показателя, характеризующего данный вид деятельности.

Общая система налогообложения предполагает исчисление и уплату физическим лицом с доходов от своей предпринимательской деятельности ряда налогов. Прежде всего, при общем режиме налогообложения предприниматели являются плательщиками налога на доходы физических лиц (далее НДФЛ). Правила расчета и уплаты НДФЛ изложены в главе 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ) «Налог на доходы физических лиц».

Кроме того, предприниматели обязаны уплачивать налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы (если осуществляют определенные операции с подакцизными товарами), единый социальный налог (ЕСН) и взносы на обязательное пенсионное страхование с сумм, выплачиваемых наемным работникам, а также ЕСН со своих доходов. Если предприниматель является работодателем, то он перечисляет страховые взносы и в Фонд социального страхования Российской Федерации.

Порядок исчисления и уплаты ЕСН предпринимателями различен в зависимости от того, по какому из оснований они исчисляют налог.

ü со своих доходов от предпринимательской деятельности;

ü с выплат, производимых в пользу наемных работников.

Особенностью налогообложения предпринимателей является то, что в законодательстве индивидуальные предприниматели, с одной стороны, рассматриваются в качестве самостоятельных плательщиков НДФЛ, ЕСН и взносов на обязательное пенсионное страхование, а с другой - в качестве налоговых агентов, то есть лиц, на которых возложены обязанности по исчислению, удержанию и перечислению в бюджет указанных налогов у физических лиц.

Индивидуальные предприниматели, выступающие в качестве налоговых агентов, ежемесячно определяют сумму налога, удерживают ее из доходов физических лиц и перечисляют в бюджет. В настоящей книге мы остановимся на вопросах, касающихся порядка расчета и уплаты НДФЛ и ЕСН предпринимателями в качестве самостоятельных налогоплательщиков.

В соответствии со статьей 207 НК РФ налогоплательщиками налога на доходы физических лиц (далее налогоплательщиками) являются физические лица:

· налоговые резиденты Российской Федерации, в отношении доходов, полученных из российских и зарубежных источников;

· лица, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, в отношении доходов, полученных из источников в Российской Федерации.

Согласно статье 11 НК РФ налоговые резиденты Российской Федерации – физические лица, фактически находящиеся на территории Российской Федерации не менее 183 дней в календарном году.

По законодательству Российской Федерации в целях налогообложения понятие «резидентства» связано не с гражданством или постоянным местом жительства, а с продолжительностью фактического нахождения на территории России в календарном году. Таким образом, граждане России могут не являться налоговыми резидентами, если находились на территории Российской Федерации менее 183 дней в году, а иностранные граждане могут оказаться налоговыми резидентами, если провели на территории Российской Федерации более 183 дней. Однако, для определения налогового статуса физического лица, также необходимо учитывать нормы международных договоров об избежании двойного налогообложения.

Вопрос относительно того, какими документами подтверждается фактическое нахождение в течение 183 дней в году, НК РФ непосредственно не урегулирован. Согласно статье 6.1 НК РФ течение срока фактического нахождения на территории Российской Федерации начинается на следующий день после календарной даты, являющейся днем прибытия на территорию Российской Федерации. Календарная дата дня отъезда за пределы Российской Федерации включается в количество дней фактического нахождения на территории Российской Федерации. Указанные даты устанавливаются по отметкам пропускного контроля в документе, удостоверяющем личность гражданина. Если соответствующие отметки отсутствуют, в качестве доказательства нахождения на территории Российской Федерации могут приниматься любые документы, удостоверяющие фактическое количество дней пребывания в Российской Федерации, например, авиабилеты, железнодорожные билеты и так далее. Главное, чтобы указанные документы подтверждали фактическое количество дней пребывания в Российской Федерации в календарном году.

В Письме Минфина Российской Федерации от 3 мая 2005 года №03-05-01-04/120 указано, что для определения статуса налогового резидента Российской Федерации не имеют значения ни гражданство физического лица, ни причины, по которым он находится на территории Российской Федерации.

Определение налогового статуса физического лица должно производиться в каждом налоговом периоде.

Уточнение налогового статуса налогоплательщика производится:

· на дату фактического завершения пребывания иностранного гражданина или лица без гражданства на территории России в текущем календарном году;

· на дату, следующую после истечения 183 дней пребывания в Российской Федерации российского или иностранного гражданина либо лица без гражданства;

· на дату отъезда гражданина Российской Федерации на постоянное местожительство за пределы Российской Федерации в текущем календарном году.

Под временно пребывающим в Российской Федерации иностранным гражданином понимается лицо, прибывшее в Российскую Федерацию на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание. Основной документ, определяющий статус временно пребывающего в Российской Федерации иностранца, - миграционная карта, которая содержит сведения об иностранном гражданине, въезжающем в Российскую Федерацию, а также служит для контроля за временным пребыванием иностранного гражданина в Российской Федерации. Постоянно живущим в России иностранцем считается тот человек, у которого есть вид на жительство. Временно пребывающим на территории России считается иностранец, у которого нет вида на жительство или разрешения на временное проживание.

Порядок подтверждения постоянного местопребывания утвержден Приказом ФНС Российской Федерации от 8 сентября 2005 года №САЭ-3-26/439 «Об утверждении порядка подтверждения постоянного местопребывания (резидентства) в Российской Федерации» (далее Порядок подтверждения). В соответствии с указанным Порядком подтверждение резидентства в Российской Федерации физических лиц, юридических лиц и международных организаций, имеющих такой статус по законодательству Российской Федерации, для целей применения соглашений об избежании двойного налогообложения Российской Федерации с иностранными государствами осуществляется Федеральной налоговой службой Российской Федерации, уполномоченной Министерством финансов Российской Федерации.

Подтверждение статуса налогового резидента Российской Федерации осуществляется по принципу «одного окна» только Управлением международного сотрудничества и обмена информацией ФНС России (пункт 3.2 Порядка подтверждения).

Перечень документов, необходимых для получения подтверждения о статусе налогового резидента Российской Федерации , установлен пунктом 4.3 Порядка подтверждения, в частности, для российских и иностранных физических лиц:

а) заявление в произвольной форме с указанием:

Календарного года, за который необходимо подтверждение статуса налогового резидента Российской Федерации;

Наименования иностранного государства, в налоговый орган которого представляется подтверждение;

Фамилии, имени, отчества заявителя и его адреса;

Перечня прилагаемых документов и контактного телефона;

б) копии документов, обосновывающих получение доходов в иностранном государстве. К таким документам относятся:

Договор (контракт);

Решение общего собрания акционеров о выплате дивидендов;

Приглашение и др.

в) копии всех страниц общегражданских российского и заграничного паспортов.

г) таблица расчета времени пребывания на территории Российской Федерации в произвольной форме;

д) дополнительно для иностранных физических лиц копия документа о регистрации по месту пребывания в Российской Федерации.

е) дополнительно для индивидуальных предпринимателей копия Свидетельства о постановке на учет в налоговом органе физического лица, заверенная нотариально (не ранее чем за 3 месяца от даты обращения с заявлением о выдаче подтверждения), и копия Свидетельства о внесении в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей (ОГРНИП).

Подтверждение статуса налогового резидента Российской Федерации может оформляться:

В форме справки;

Путем заверения соответствующей формы, установленной законодательством иностранного государства.

Согласно Правилам регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 года №713 «Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию» российские граждане обязаны зарегистрироваться по месту пребывания в органах регистрационного учета.

Режим налогообложения в Российской Федерации доходов физического лица – будь то гражданин России, гражданин иностранного государства или лицо без гражданства – зависит только лишь от налогового статуса этого лица, а именно: является ли такое лицо налоговым резидентом Российской Федерации или нет, и не обусловлен гражданской или национальной принадлежностью физического лица. Тем самым соблюдаются основные начала законодательства о налогах и сборах, установленные статьей 3 НК РФ, в соответствии с которым налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев.

Разделение налогоплательщиков на резидентов и нерезидентов является общепринятой мировой практикой для установления разных режимов налогообложения их доходов.

Признание конкретного предпринимателя налоговым резидентом Российской Федерации или налоговым нерезидентом Российской Федерации непосредственно определяет режим налогообложения его доходов на территории Российской Федерации.

Объектом налогообложения для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации, согласно статье 209 НК РФ признаются доходы, полученные от источников в Российской Федерации и (или) от источников за пределами Российской Федерации. Для нерезидентов Российской Федерации объектом налогообложения является доход, полученный от источников в Российской Федерации (статья 209 НК РФ).

Как видим, для нерезидентов действующим налоговым законодательством предусмотрена ограниченная ответственность: они должны платить налоги только в отношении доходов, полученных из источников в Российской Федерации.

Глава 23 НК РФ «Налог на доходы физических лиц» предусматривает налогообложение физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, следующим образом.

Физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность, исчисляют и уплачивают налог по правилам статьи 227 НК РФ в отношении сумм доходов, полученных ими от осуществления такой деятельности.

Предприниматели согласно пункту 2 статьи 227 НК РФ должны самостоятельно определить сумму доходов, облагаемых по различным ставкам.

Статьей 210 НК РФ предусмотрено, что при определении налоговой базы по НДФЛ, учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной форме, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды.

То есть при исчислении налогооблагаемого дохода предпринимателя учитываются все доходы, полученные им в налоговом периоде. Такими доходами для него будут являться доходы от предпринимательской деятельности, подлежащие налогообложению в соответствии со статьей 227 НК РФ, и все прочие доходы, которые предприниматель получал вне рамок предпринимательской деятельности. Перечень доходов от источников в Российской Федерации и от источников за пределами Российской Федерации установлен в статье 208 НК РФ.

При этом НДФЛ с доходов от предпринимательской деятельности предприниматель уплачивает самостоятельно, а с доходов, полученных им в качестве физического лица, НДФЛ удерживает работодатель.

Индивидуальные предприниматели, которые являются плательщиками НДФЛ, применяют Порядок учета доходов и расходов и хозяйственных операций, утвержденный Приказом Минфина Российской Федерации и МНС Российской Федерации от 13 августа 2002 года №86н/БГ-3-04/430 «Об утверждении порядка учета доходов и расходов и хозяйственных операций для индивидуальных предпринимателей».

Согласно пункту 4 указанного Порядка учета индивидуальные предприниматели должны вести учет доходов и расходов и хозяйственных операций в Книге учета доходов и расходов и хозяйственных операций (далее - Книга учета). Примерная форма Книги учета приведена в Приложении к Порядку учета. Книга учета является основным учетным документом, в котором отражаются сведения об имуществе налогоплательщика, используемом при осуществлении предпринимательской деятельности, а также финансовые результаты деятельности индивидуального предпринимателя за налоговый период. Книга учета открывается налогоплательщиком на один календарный год в начале каждого налогового периода. По окончании отчетного налогового периода в новую Книгу учета переносятся данные об остатках по каждому виду товарно-материальных ценностей и амортизируемому имуществу по состоянию на 1 января очередного налогового периода. Вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели открывают Книгу учета с момента регистрации по 31 декабря текущего года.

Налоговую базу по НДФЛ предприниматели исчисляют на основе данных Книги учета доходов и расходов и хозяйственных операций индивидуального предпринимателя.

Предприниматели в течение текущего года уплачивают авансовые платежи по налогу. В пункте 8 статьи 227 НК РФ определен порядок исчисления авансовых платежей по налогу на доходы физических лиц. Авансовые платежи исчисляются не налогоплательщиками, а налоговым органом, в котором налогоплательщик состоит на налоговом учете, и рассчитываются на весь текущий налоговый период.

Авансовые платежи исчисляются на основании:

Либо сведений (указанных налогоплательщиками в налоговой декларации) о сумме предполагаемого дохода;

Либо суммы фактического дохода, полученного этими лицами (только от предпринимательской деятельности) в предшествующем налоговом периоде.

Налоговые органы отправляют налогоплательщику письменное уведомление. На основании первого уведомления налогоплательщик уплачивает сумму авансового платежа за период с 1 января по 30 июня не позднее 15 июля текущего года в размере половины годовой суммы авансовых платежей. Во втором и третьем уведомлении налоговый орган предлагает уплатить (а налогоплательщик уплачивает) четверть годовой суммы авансовых платежей соответственно в сроки не позднее 15 октября текущего года и 15 января года, следующего за текущим. При определении суммы предполагаемого дохода, на основании фактически полученного дохода за предыдущий налоговый период, налоговый орган на суммы стандартных и профессиональных налоговых вычетов уменьшает сумму предполагаемого дохода.

Сумма налога на доходы физических лиц исчисляется предпринимателями по итогам налогового периода по доходам от предпринимательской деятельности, дата получения которых относится к данному налоговому периоду. Как следует из смысла нормы пункта 1 статьи 223 НК РФ, у индивидуального предпринимателя в целях исчисления налога учитываются реально полученные в его распоряжение доходы. В целях исчисления НДФЛ дата фактического получения дохода от предпринимательской деятельности определяется как день:

Ø выплаты дохода, в том числе перечисления дохода на счета налогоплательщика в банках либо по его поручению на счета третьих лиц - при получении доходов в денежной форме;

Ø передачи доходов в натуральной форме - при получении доходов в натуральной форме;

Ø уплаты налогоплательщиком процентов по полученным заемным (кредитным) средствам, приобретения товаров (работ, услуг), приобретения ценных бумаг - при получении доходов в виде материальной выгоды.

Общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисляется налогоплательщиком согласно пункту 3 статьи 227 НК РФ с учетом сумм авансовых платежей по налогу, фактически уплаченных в соответствующий бюджет. Кроме того, если налогоплательщик кроме доходов от предпринимательской деятельности получал доходы, налог с которых был удержан и уплачен налоговыми агентами, то и эти суммы налога уменьшают сумму налога, подлежащую к уплате.

Общая сумма налога, исчисленная в соответствии с налоговой декларацией, уплачивается налогоплательщиками в соответствующий бюджет через банк (наличными деньгами или безналичным путем) либо через государственную организацию связи или кассу органа местного самоуправления (в порядке и случаях, указанных в пункте 2 статьи 45, пункте 3 статьи 58 НК РФ. Налог уплачивается по месту налогового учета налогоплательщика не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Если общая сумма исчисленного налога меньше суммы налога, удержанного налоговыми агентами, и фактически уплаченных авансовых платежей, то в соответствии со статьей 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей либо возврату налогоплательщику по его письменному заявлению. Заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.

Обратите внимание!

При исчислении сумм налога согласно пункту 4 статьи 227 НК РФ физическое лицо не вправе уменьшать налоговую базу на сумму убытков прошлых лет, то есть убытков, имевших место до наступления налогового периода и понесенным при осуществлении предпринимательской деятельности.

Согласно статье 216 НК РФ налоговый период равен одному календарному году.

Объектом обложения НДФЛ признается доход, полученный налогоплательщиком в результате осуществления предпринимательской деятельности. В доход включаются все поступления от реализации товаров, выполнения работ и оказания услуг, а также стоимость имущества, полученного безвозмездно.

Налоговая база включает доходы индивидуального предпринимателя в денежной или натуральной форме, которые получены им за налоговый период, за вычетом документально подтвержденных расходов, связанных с извлечением этого дохода:

ü материальных расходов;

ü амортизационных отчислений;

ü расходов на оплату труда;

ü прочих расходов.

Расходы, принимаемые к вычету, выраженные в иностранной валюте, пересчитываются в рубли по курсу Центрального банка Российской Федерации, установленному на дату фактического осуществления расходов.

Исчисление налога предусматривается по ставкам НДФЛ, которые являются одинаковыми как для индивидуальных предпринимателей, так и для физических лиц, не занимающихся предпринимательской деятельностью. Статьей 224 НК РФ предусмотрены следующие виды налоговых ставок по налогу:

§ Доходы предпринимателей - налоговых резидентов облагаются по ставке 13%.

§ Лица, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, уплачивают налог по ставке 30%.

Сумма налога определяется в полных рублях (сумма менее 50 копеек отбрасывается, а 50 копеек и более округляются до рубля).

Налоговая база определяется как сумма дохода, полученная в налоговом периоде, уменьшенная на суммы стандартных, социальных, имущественных и профессиональных вычетов в соответствии со статьями 210, 218 - 221 НК РФ. Обратите внимание, что налоговые вычеты предоставляются только по доходам, облагаемым по ставке 13%.

Сумма налога при определении налоговой базы по доходам, в отношении которых предусмотрена налоговая ставка в размере 13 %, исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. Налоговая база при этом определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов с учетом особенностей, установленных главой 23 НК РФ.

Если сумма налоговых вычетов в налоговом периоде окажется больше суммы доходов, в отношении которых предусмотрена налоговая ставка в размере 13%, подлежащих налогообложению, за этот же налоговый период, то применительно к этому налоговому периоду налоговая база принимается равной нулю. На следующий налоговый период разница между суммой налоговых вычетов в этом налоговом периоде и суммой доходов, в отношении которых предусмотрена налоговая ставка в размере 13 %, подлежащих налогообложению, не переносится.

Сумма налога при определении налоговой базы по доходам, в отношении которых предусмотрены иные налоговые ставки (9, 30, 35%), исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. Налоговая база для доходов, в отношении которых предусмотрены иные налоговые ставки, определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению. Это установлено пунктом 1 статьи 225 НК РФ.

Следует отметить, что за несвоевременную уплату налога взыскивается пеня. Размер пени установлен в пункте 4 статьи 75 НК РФ как 1/300 действующей ставки рефинансирования Банка России за каждый день просрочки. С 15 июня 2004 года согласно Телеграмме Центрального банка Российской Федерации от 11 июня 2004 года №1443-У «О процентной ставке рефинансирования, установленной с 15 июня 2004 года» ставка рефинансирования равна 13 % годовых.

Для того чтобы применение налоговых вычетов было правомерным, налогоплательщик при подаче декларации о доходах должен подать в налоговый орган заявление о предоставлении вычетов с приложением подтверждающих документов.

В отношении доходов от предпринимательской деятельности в первую очередь речь идет о предоставлении профессионального налогового вычета по специальным правилам, установленным пунктом 1 статьи 221 НК РФ.

При исчислении налоговой базы индивидуальные предприниматели имеют право на получение профессиональных налоговых вычетов - в сумме фактически произведенных ими и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов.

При этом состав указанных расходов, принимаемых к вычету, определяется налогоплательщиком самостоятельно в порядке, аналогичном порядку определения расходов для целей налогообложения, установленному главой 25 НК РФ «Налог на прибыль организаций».

К расходам у индивидуальных предпринимателей в составе профессиональных налоговых вычетов относятся также суммы налогов, предусмотренные действующим законодательством о налогах и сборах для осуществляемых ими видов деятельности (за исключением НДФЛ), начисленные или уплаченные ими в налоговом периоде. Например, фактически уплаченные суммы единого социального налога в отчетном (налоговом) периоде, суммы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, в том числе в виде фиксированного платежа, налога на имущество, непосредственно используемого для осуществления предпринимательской деятельности, и других. Кроме того, в соответствии с Федеральным законом от 2 ноября 2004 года №127-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» к указанным расходам налогоплательщика относится также , уплаченная им в связи с профессиональной деятельностью.

В состав профессиональных налоговых вычетов включаются фактически уплаченные индивидуальными предпринимателями в отчетном налоговом периоде суммы авансовых платежей по единому социальному налогу, уплаченные по сроку 15 января года, следующего за отчетным, в случаях, если уплата произведена до подачи в налоговый орган декларации по налогу на доходы физических лиц.

Согласно статье 221 НК РФ, если налогоплательщики не в состоянии документально подтвердить свои расходы, связанные с деятельностью в качестве индивидуальных предпринимателей, производится в размере 20 процентов общей суммы доходов, полученной ими от предпринимательской деятельности.

Если предприниматель осуществляет несколько видов деятельности, то к вычету принимается совокупная сумма расходов по всем видам осуществляемой деятельности.

В соответствии с пунктом 5 статьи 227 НК РФ представляется в налоговый орган по месту жительства налогоплательщика не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

При этом согласно разъяснениям МНС Российской Федерации, приведенным в Письме от 22 января 2002 года №СА-6-04/60 «О представлении налоговой декларации индивидуальными предпринимателями», декларация представляется налогоплательщиками в установленный срок, независимо от результатов предпринимательской деятельности: получены доходы или имеет место превышение расходов над доходами.

По доходам, полученным физическими лицами в течение 2004 года, декларации представляются по форме №3-НДФЛ, а начиная с 1 января 2005 года - по форме №4-НДФЛ. Указанные формы утверждены Приказом МНС Российской Федерации от 15 июня 2004 года №САЭ-3-04/366@ «Об утверждении форм деклараций по налогу на доходы физических лиц и Инструкции по их заполнению».

Статьями 227 и 229 НК РФ для определенных случаев установлены и другие сроки представления деклараций.

Если индивидуальный предприниматель прекращает деятельность до окончания налогового периода, то он обязан в течение 5 дней со дня прекращения деятельности представить налоговую декларацию о доходах, фактически полученных в течение налогового периода. Уплата налога в таком случае производится в течение 15 дней с момента подачи декларации. Если иностранный гражданин занимался предпринимательской деятельностью, то за месяц до выезда за пределы территории Российской Федерации он обязан представить налоговую декларацию и в течение 15 дней уплатить налог.

Если у индивидуального предпринимателя появляются доходы, полученные от осуществления предпринимательской деятельности, то применяются положения пункта 7 статьи 227 НК РФ. В случае появления таких доходов, налогоплательщик обязан представить в налоговый орган по месту постановки на налоговый учет налоговую декларацию с указанием суммы предполагаемого (определенного самим налогоплательщиком с учетом всех существующих обстоятельств) дохода от такой деятельности именно в текущем налоговом периоде. Налоговую декларацию представить нужно в срок не позднее 5 календарных дней по истечении месяца со дня появления таких доходов (календарный месяц считается со дня, следующего после дня появления упомянутых доходов).

В случае, если у индивидуального предпринимателя произошло увеличение либо уменьшение дохода, причем более чем на 50%, в текущем налоговом периоде по сравнению с предполагаемым доходом от осуществления предпринимательской деятельности, такие налогоплательщики обязаны представить налоговую декларацию с указанием новой уточненной суммы предполагаемого дохода на текущий год. При этом сроки подачи декларации пунктом 10 статьи 227 НК РФ не установлены. В свою очередь налоговый орган в 5-дневный срок с момента получения новой налоговой декларации производит перерасчет сумм авансовых платежей на текущий год по ненаступившим срокам уплаты.

Приказом МНС Российской Федерации от 27 июля 2004 года №САЭ-3-04/440@ «О форме налогового уведомления на уплату налога на доходы физических лиц» утверждена форма налогового уведомления на уплату налога на доходы физических лиц. Согласно упомянутому Приказу налоговый орган должен направлять налогоплательщику налоговое уведомление на уплату налога одновременно с платежным документом формы ПД (налог). Форма №ПД (налог) утверждена Письмом МНС Российской Федерации №ФС-8-10/1199, Сбербанка Российской Федерации №04-5198 от 10 сентября 2001 года «О новых бланках платежных документов на перечисление налогоплательщиками - физическими лицами налогов (сборов), пеней и штрафов в бюджетную систему Российской Федерации: форма №ПД (налог) и форма №ПД-4СБ (налог)».

Уведомление на уплату налога вручается предпринимателю под расписку лично либо направляется по почте заказным письмом. В случае если уведомление отправлено по почте, оно считается врученным, согласно статье 52 НК РФ, по истечении шести дней с даты отправления письма.

Как уже было сказано, при исчислении налогооблагаемого дохода предпринимателя учитываются все доходы, полученные им в налоговом периоде:

Доходы от предпринимательской деятельности, подлежащие налогообложению в соответствии со статьей 227 НК РФ,

Все прочие доходы, которые предприниматель получал вне рамок предпринимательской деятельности.

Налогоплательщики в декларациях указывают все доходы, полученные в налоговом периоде, источники их получения, налоговые вычеты, суммы уплаченных налогов и суммы налога, подлежащие доплате или возврату из бюджета. То есть и те, и другие доходы указываются предпринимателями в единой налоговой декларации, представляемой по итогам года, только на разных листах.

За непредставление налоговой декларации в установленный срок статьей 119 НК РФ предусмотрена ответственность в виде взыскания штрафа в размере 5 % суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 % указанной суммы и не менее 100 рублей.

В случае, если налогоплательщик не представил налоговую декларацию в налоговый орган в течение более 180 дней по истечении установленного срока, с него взыскивается штраф в размере 30 % суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, и 10 % суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц начиная со 181-го дня.

Более подробно с вопросами, касающимися особенностей деятельности индивидуальных предпринимателей , Вы можете ознакомиться в книге ЗАО «BKR-Интерком-Аудит» « Индивидуальные предприниматели ».

Налоговое законодательство рассматривает индивидуального предпринимателя в качестве физического лица, к нему применяются правила, определяющие порядок налогообложения, характерный для физического лица. В ст. 11 Налогового кодекса РФ дано определение понятия "индивидуальный предприниматель" - это физическое лицо, зарегистрированное в установленном порядке и осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также частные нотариусы, частные охранники, частные детективы и другие лица, занимающиеся в установленном действующим законодательством порядке частной практикой.

Анализ норм действующего налогового законодательства свидетельствует о том, что индивидуальный предприниматель как налогоплательщик имеет двойственное правовое положение.

Во-первых, на него распространяется действие норм законов, определяющих налоговые обязанности для юридических лиц .

Они обязаны платить следующие налоги:

Единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности,

Транспортный налог,

Акцизы и иные налоги и платежи.

При этом налоговое бремя с количественной стороны несравненно меньше, чем у юридических лиц - организаций.

Во-вторых, индивидуальный предприниматель уплачивает налоги, которые установлены государством для физических лиц:

Налог на доходы физических лиц,

Налог на дарение и наследование,

Налоги на недвижимость и др.

Указанная особенность налогообложения индивидуального предпринимателя действующим налоговым законодательством учтена в недостаточной степени. В итоге возникают многочисленные коллизии в сфере налогообложения индивидуального предпринимателя. Это порождает простор для ведомственного нормотворчества, произвольного толкования законоположений в правоприменительной практике.

В настоящее время существуют следующие системы налогообложения доходов индивидуального предпринимателя.

Первая система (общая система налогообложения) основана на нормах главы 23 Налогового кодекса РФ "Налог на доходы физических лиц". Указанный нормативный акт предусматривает налогообложение физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, следующим образом. Эти лица в течение текущего года вносят финансовые платежи в размере 1/3 годовой суммы налога, исчисленной по доходам за истекший год.

Авансовые платежи рассчитываются налоговым органом и уплачиваются налогоплательщиком на основании налоговых уведомлений:

1) за январь - июнь - не позднее 15 июля текущего года в размере половины годовой суммы авансовых платежей;

2) за июль - сентябрь - не позднее 15 октября текущего года в размере одной четвертой годовой суммы авансовых платежей;


3) за октябрь - декабрь - не позднее 15 января следующего года в размере одной четвертой годовой суммы авансовых платежей.

Общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисленная в соответствии с налоговой декларацией, уплачивается по месту учета налогоплательщика в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Нормы предусматривают исчисление налога по ставкам налога на доходы физических лиц, которые являются одинаковыми как для индивидуальных предпринимателей, так и для физических лиц, не занимающихся предпринимательской деятельностью. Однако объектом налогообложения налогом на доходы физических лиц индивидуального предпринимателя является доход в денежной или натуральной форме, который получен им за календарный год, за вычетом документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением этого дохода:

Материальных расходов,

Расходов на оплату труда,

Прочих расходов.

При оплате труда наемных работников частный предприниматель обязан уплатить единый социальный налог от фонда оплаты труда наемных работников по ставкам, предусмотренным п. 1 ст. 241 НК РФ.

Помимо налога на доходы физических лиц частный предприниматель, применяющий такую схему налогообложения, обязан платить акцизы, НДС и прочие налоги, установленные субъектами РФ и местными органами власти.

Вторая система предусматривает замену уплаты налога на доходы физических лиц с полученного дохода от предпринимательской деятельности уплатой налога с дохода от данной деятельности. Такое право индивидуальному предпринимателю установила глава 26.2 Налогового кодекса РФ "Упрощенная система налогообложения". Эта система налогообложения применяется как субъектами малого предпринимательства - юридическими лицами, так и индивидуальными предпринимателями наряду с общей системой налогообложения.

Переход к упрощенной системе налогообложения и возврат к общему режиму осуществляются индивидуальными предпринимателями добровольно.

Применение упрощенной системы налогообложения индивидуальными предпринимателями предусматривает замену уплаты налога на доходы физических лиц уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности за налоговый период. Индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации.

Индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, производят уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Иные налоги уплачиваются индивидуальными предпринимателями, применяющими упрощенную систему налогообложения, в соответствии с общим режимом налогообложения.

Индивидуальный предприниматель имеет право перейти на упрощенную систему налогообложения, если по итогам девяти месяцев того года, в котором он подает заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения, доход от реализации, определяемый в соответствии со статьей 249 Налогового кодекса РФ, не превысил 11 млн. рублей (без учета налога на добавленную стоимость).

Объектом налогообложения признаются либо доходы, либо доходы, уменьшенные на величину расходов. Выбор объекта налогообложения осуществляется самим налогоплательщиком.

Перечень расходов, на которые индивидуальный предприниматель может уменьшить доходы, перечислен в ст. 346.16 НК РФ.

Третья система налогообложения доходов индивидуальных предпринимателей установлена главой 26.3 НК РФ "Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности".

Эта система предусматривает в качестве объектов налогообложения индивидуальных предпринимателей вмененный доход на очередной квартал.

Вмененный доход - потенциально возможный доход налогоплательщика единого налога, рассчитываемый с учетом совокупности факторов, непосредственно влияющих на получение указанного дохода, и используемый для расчета величины единого налога по установленной ставке.

Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности устанавливается НК РФ, вводится в действие законами субъектов Российской Федерации и применяется наряду с общей системой налогообложения.

Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности может применяться по решению субъекта Российской Федерации в отношении следующих видов предпринимательской деятельности:

1) оказания бытовых услуг;

2) оказания ветеринарных услуг;

3) оказания услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств;

4) розничной торговли, осуществляемой через магазины и павильоны с площадью торгового зала по каждому объекту организации торговли не более 150 квадратных метров, палатки, лотки и другие объекты организации торговли, в том числе не имеющие стационарной торговой площади;

5) оказания услуг общественного питания, осуществляемых при использовании зала площадью не более 150 квадратных метров;

6) оказания автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов, осуществляемых организациями и индивидуальными предпринимателями, эксплуатирующими не более 20 транспортных средств.

Уплата индивидуальными предпринимателями единого налога предусматривает замену уплаты налога на доходы физических лиц, налога на имущество физических лиц и единого социального налога.

Организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками единого налога, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость

Исчисление и уплата иных налогов и сборов осуществляются налогоплательщиками в соответствии с общим режимом налогообложения.

Индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками единого налога, уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Для исчисления суммы единого налога в зависимости от вида предпринимательской деятельности используются физические показатели, характеризующие определенный вид предпринимательской деятельности, и базовая доходность в месяц.

Налоговой базой для исчисления суммы единого налога признается величина вмененного дохода, рассчитываемая как произведение базовой доходности по определенному виду предпринимательской деятельности, исчисленной за налоговый период, и величины физического показателя, характеризующего данный вид деятельности.

Уплата единого налога производится налогоплательщиком по итогам налогового периода не позднее 25-го числа первого месяца следующего налогового периода (квартала).

Четвертая система налогообложения доходов индивидуальных предпринимателей установлена главой 26.1 НК РФ "Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей". Сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются индивидуальные предприниматели, производящие сельскохозяйственную продукцию и (или) выращивающие рыбу, осуществляющие ее первичную и последующую (промышленную) переработку и реализующие эту продукцию и (или) рыбу, при условии, что в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) таких индивидуальных предпринимателей доля дохода от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции и (или) выращенной ими рыбы, включая продукцию ее первичной переработки, произведенную ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства и (или) выращенной ими рыбы, составляет не менее 70 процентов.

Порядок отнесения продукции к продукции первичной переработки, произведенной из сельскохозяйственного сырья собственного производства и (или) выращенной рыбы, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Объектом налогообложения признаются доходы, уменьшенные на величину расходов.

Расходы определяются на основании п. 2 ст. 346.5 НК РФ.

Переход на уплату единого сельскохозяйственного налога или возврат к общему режиму налогообложения осуществляется индивидуальными предпринимателями добровольно.

Налоговое планирование, уклонение от уплаты налогов.

Сегодня можно с уверенностью утверждать, что налоговое планирование в России существует и активно развивается. Несмотря на то что термин "налоговое планирование" не встретишь в российских правовых актах, такое планирование стало частью предпринимательской и непредпринимательской деятельности российских граждан и юридических лиц.

Целью любого участника гражданского оборота является достижение определенного экономического результата. Как правило, гражданское законодательство позволяет лицу достичь желаемого несколькими способами путем выбора правоотношений, в которые он вступает, посредством выбора лиц, с которыми эти отношения устанавливаются. Кроме того, налоговые последствия часто значительно отличаются в зависимости от избранного способа взаимодействия сторон.

Так как для граждан и организаций уплата налогов является не целью, а определенным обременением, естественно, что каждое лицо заинтересовано в том, чтобы осуществлять свои права и обязанности, уплачивая налоги в минимальном размере. Кроме того, современное налоговое законодательство само стимулирует планирование налоговых последствий, так как предусматривает неодинаковые налоговые режимы для различных ситуаций, допуская выбор метода исчисления налоговой базы и предлагая налогоплательщикам всяческие льготы.

Налоговое планирование это планирование коммерческой и инвестиционной деятельности юридических и физических лиц с целью минимизации налоговых платежей.

Существуют и иные определения налогового планирования, например: организация предпринимательской и (или) частной деятельности лица с наименьшими налоговыми последствиями; организация деятельности предприятия таким образом, чтобы минимизировать налоговые обязательства на стабильный период без нарушения буквы и духа закона.

Сама по себе такая деятельность не является нарушением закона. Например, предприятие-работодатель покупает квартиру для того, чтобы в качестве поощрения передать ее своему сотруднику. При этом организация может подарить ее указанному лицу либо предоставить ему материальную помощь для покупки у организации квартиры. С точки зрения гражданско-правовых последствий эти ситуации практически равнозначны - физическое лицо становится собственником квартиры, однако с точки зрения налогового законодательства выбор имеет значение, так как в одном случае физическое лицо при исчислении подоходного налога вправе воспользоваться льготой в виде уменьшения совокупного дохода на сумму, направленную на приобретение квартиры, а в другом - нет.

Вместе с тем распространение практики оптимизации налоговых платежей, особенно в условиях интернационализации развивающегося мирового хозяйства, привело к тому, что для многих налогоплательщиков экономия на налоговых платежах стала источником дополнительного финансирования и фактором, повышающим конкурентоспособность их продукции. Одновременно государственные органы, озабоченные соответствующим снижением поступлений налогов в бюджет, стали принимать меры к недопущению такого уменьшения налоговых обязанностей. Этот процесс был оценен даже как "феномен", так как он одновременно затронул множество налогоплательщиков и государственных налоговых органов различных стран.

В практике налогообложения зарубежных стран отношение государства к оптимизации налоговых платежей в общем виде выразилось в форме концепций уклонения от уплаты налога ("tax evasion") и обхода (избежания) налога ("tax avoidance"). Принципиальное различие между ними заключается в том, что в первом случае налогоплательщик прямо (непосредственно) нарушает налоговый закон и не может воспользоваться результатами налоговой оптимизации, а иногда становится субъектом различных видов ответственности, во втором же случае он хотя и косвенно нарушает налоговый закон, но при этом поступает правомерно и получает право на благоприятные налоговые последствия.

К обходу налога обычно относят:

а) воздержание от совершения тех сделок, исполнение по которым ведет к необходимости платить налоги;

б) получение дохода в тех формах, по которым установлены льготы;

в) выезд налогоплательщика из страны для изменения налогового резидентства;

г) при возможности выбирать заключение таких сделок, которые влекут меньшие налоговые последствия.

Под уклонением от уплаты налогов понимают, прежде всего, противозаконное поведение, выражающееся в сокрытии информации об объектах налогообложения, отказе от регистрации в качестве налогоплательщика, фальсификации документов налоговой отчетности и учета, а также некоторые иные действия.

"Одной из форм правонарушения является маскировка действительных ситуаций другими, фиктивными юридическими ситуациями. Так, действительный собственник предприятия скрывается за фиктивным; участие в прибылях представляют как заработную плату; дар изображают как продажу, хотя цена никогда не будет уплачена". В налоговом законодательстве США уже сама попытка уклониться от налогового обложения является правонарушением, признаком которого является умышленный характер деяния: виновный должен "иметь намерение своим поведением нарушить закон". Именно этот признак законодатель выбрал в качестве основного для разграничения уклонения от налогов (т.е. правонарушения) и избежания налогов (т.е. допустимого способа обхода налогов).

Право налогоплательщика избегать налогов с использованием всех разрешенных законами средств не может быть оспорено. Фактически признавая право налогоплательщика на обход налога, государственные органы начали вырабатывать средства борьбы с такой тактикой. Как правило, в законодательстве не дается четких определений уклонения от уплаты налогов и избежания налога, а соответствующие критерии развиваются в основном на основании судебной практики. И, квалифицируя поведение налогоплательщика как уклонение от налогообложения, налоговые органы получают право самостоятельно исчислять налоговые обязательства налогоплательщика или лишать последнего определенных налоговых льгот и преимуществ.

В России пока не выработаны специальные концепции борьбы с избежанием налогов, и юридический термин "уклонение от уплаты налогов" содержится не в налоговом, а в уголовном законодательстве, означая конкретные составы преступлений (ст.194, 198, 199 УК РФ). Это не означает, что российские и иностранные налогоплательщики на территории России по каким-то причинам не используют многочисленные способы избежания налогов. Скорее наоборот, именно у нас в стране в настоящее время созданы все условия для активного их применения. Множество аудиторских, консультационных, страховых и юридических компаний, банков предлагают свои услуги желающим сократить налоговые платежи. В таких условиях при осуществлении налогового планирования налогоплательщику важно представлять, до какой степени он свободен в оптимизации указанных платежей.

В отсутствие практики применения Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ) сложно говорить с уверенностью о том, как государство будет противодействовать налогоплательщикам в их стремлении свести свои налоговые обязательства к минимуму. Вместе с тем многие нормы НК РФ однозначно являются основой для такого противодействия.

В борьбе с уклонением от уплаты налогов налоговые органы могут применить нормы гражданского права о недействительности сделок, прежде всего о мнимой и притворной сделках. Однако практика показывает, что налоговые органы крайне редко применяют такие гражданско-правовые конструкции к налоговым отношениям (хотя обычно именно на них основано уклонение от уплаты налогов).

В результате широкое распространение получили такие способы уклонения от уплаты налогов, как выплата вместо заработной платы различных страховых платежей, процентов по депозитам, фиктивного приема на работу инвалидов, которые фактически не работают в организациях, оформление расходных документов на оказание работ (услуг), по которым производится только выплата денежных средств, но нет получения соответствующего удовлетворения. Даже в тех случаях, когда налоговые органы доказывают, что налогоплательщик своими действиями фактически стремился уклониться от уплаты налогов, бывает сложно определить правовую основу для квалификации таких поступков.

предпринимательство правовой налогообложение

Действующим законодательством о налогах и сборах предусмотрено несколько систем налогообложения для индивидуальных предпринимателей.

Одним из важнейших моментов для предпринимателей является правильный выбор системы налогообложения. Каждая из систем налогообложения имеет свои особенности, свои сроки уплаты, сроки и формы представления отчетности. Индивидуальный предприниматель имеет право выбора системы налогообложения, учета и отчетности.

Наиболее часто встречающиеся системы налогообложения у ИП:

  • · ОСНО (Обычная Система Налогообложения) предусматривает уплату следующих налогов: НДФЛ, НДС.
  • · НДС - налог на добавленную стоимость;
  • · НДФЛ - налог на доходы физических лиц;
  • · УСН (Упрощенная Система Налогообложения) предусматривает уплату единого налога по упрощенной системе налогообложения, который заменяет вышеперечисленные налоги для ОСНО. Кроме этого, предприниматель не платит и налог на имущество (которым владеет, как физическое лицо), но только если это имущество используется им в предпринимательской деятельности. ИП (в отличие от юридических лиц) имеют право применять УСН на основе патента. При условии: если не привлекают для этой деятельности других лиц, ни как наемных работников, ни по договорам гражданско-правового характера и осуществляют только один из видов предпринимательской деятельности, перечисленный в ст.346.25.1 Налогового кодекса. Если осуществляется одновременно два или более вида деятельности, то патент получать они уже не имеют права. Кроме того, патентная система принимается местным законодательством, поэтому она есть не везде. Но даже если эта система введена в конкретном субъекте, переход на нее добровольный.
  • · ЕНВД (Единый Налог на Вмененный Доход) предусматривает уплату единого налога на вмененный доход по определенным видам деятельности. Отличие системы ЕНВД от ОСНО или УСН - то, что ею облагается именно деятельность, а не предприниматель, причем в обязательном порядке. Поэтому ЕНВД может сочетаться как с ОСНО, так и с УСН. Виды деятельности, облагаемые ЕНВД, определяются местным законодательством в пределах перечня, установленного статьей 346.26 Налогового кодекса. При этом если предприниматель занимается еще и видами деятельности, не подпадающими под ЕНВД, то по ним он сдает отчетность и уплачивает налоги в соответствии с ОСНО или УСН. И даже если он лишь иногда осуществляет разовые операции, не облагаемые ЕНВД - должен сдавать отчетность по двум системам.

Ниже приведены несколько другие формулировки систем налогообложения, связанные с более детальным разъяснением их различий:

Общая система -- это система налогообложения, при которой индивидуальный предприниматель платит все необходимые налоги, сборы, платежи, если он не освобожден от их уплаты. Индивидуальный предприниматель платит налог на доходы физических лиц, налог на добавленную стоимость, а также налог с сумм выплат, производимых в пользу наемных работников и лиц, выполняющих работу на основании договоров гражданско-правового характера, взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве, государственную пошлину и другие необходимые налоги, сборы и платежи.

Упрощенная система -- это система налогообложения, предполагающая замену целого ряда налогов уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности за налоговый период.

Упрощенная система налогообложения применяется на всей территории Российской Федерации и не требует принятия какого-либо законодательного акта субъекта РФ.

В отличие от упрощенной системы налогообложения единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности устанавливается и вводится в действие нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов муниципальных районов, городских округов, городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга. Эта система налогообложения действует в отношении определенных видов деятельности и только при условии принятия соответствующего нормативного акта. Если индивидуальный предприниматель осуществляет виды деятельности, переведенные на ЕНВД в данной местности, то он обязан уплачивать ЕНВД.

Также следует упомянуть и про Единый сельскохозяйственный налог -- это система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей. Переход на уплату единого сельскохозяйственного налога и возврат к общему режиму налогообложения осуществляется индивидуальными предпринимателями добровольно.

Налоговая отчетность представляет собой документацию, содержащую информацию об исчислении налоговых обязательств, представляемую налогоплательщиком в налоговые органы.

Налоговая отчетность представляет собой:

  • - налоговые декларации, расчеты, подлежащие составлению налогоплательщиком по каждому виду налога и другим обязательным платежам в бюджет, а также по обязательным пенсионным взносам в накопительные пенсионные фонды;
  • - заявление на получение патента на применение специальных налоговых режимов;
  • - заявление на получение регистрационных карточек учета объектов

налогообложения и объектов, связанных с налогообложением;

Заявление на получение возврата налога на добавленную стоимость

из бюджета;

  • - заявление на применение норм соглашений об избежании двойного налогообложения;
  • - документацию, представляемую налогоплательщиками, подлежащими электронному мониторингу.

Налоговая декларация, расчет - это письменное заявление и (или) электронный документ налогоплательщиков, налогового агента, представленное в налоговые органы, который должен содержать сведения об объектах налогообложения и объектов, связанных с налогообложением, а также об исчислении налоговых обязательств и других данных, связанных с исчислением и уплатой налогов и других обязательных платежей в бюджет. В случае отсутствия определенных данных, подлежащих отражению в налоговой декларации и (или) расчетах, соответствующие приложения к ним, установленные уполномоченным государственным органом, не представляются. Налоговая отчетность составляется налогоплательщиком или его представителем, налоговым агентом самостоятельно в порядке и по формам, установленным уполномоченным государственным органом. Налоговая отчетность составляется на бумажных и электронных носителях на государственном или русском языке. При составлении налоговой отчетности на электронных носителях налогоплательщик, налоговый агент обязан по требованию налоговых органов представлять копии таких документов на бумажных носителях. Налоговая отчетность должна быть подписана налогоплательщиком, налоговым агентом (руководителем и главным бухгалтером), а также заверено печатью налогоплательщика, налогового агента. При составлении налоговой отчетности в электронном виде электронный документ должен быть заверен электронной подписью руководителя и главного бухгалтера и электронной печатью юридического лица. Электронная подпись налогоплательщика - это специальное криптографическое средство обеспечения подлинности, целостности и авторства электронных документов. В случае отсутствия либо недееспособности налогоплательщика физического лица налоговая отчетность подписывается и заверяется его представителем.

Начинающие предприниматели и успешные бизнесмены кроме мыслей о маркетинг-планах, бизнес-идеях, активах, бюджетах на следующий период и подсчетов доходов, время от времени задумываются также и о доходной части своего государства - налогах. Ведь каждый знает, что с доходов, полученных от предпринимательской деятельности, необходимо уплачивать налоги, но отсутствие бухгалтера, пропуск сроков порой приводят к негативным последствиям. Но, все же каждый желает защитить свой бизнес и сделать его рентабельнее.

Законодатель наделил индивидуальных предпринимателей правом . Закон выделяет общую и специальные системы. Налогообложение индивидуальных предпринимателей имеет очень много особенностей.

Общая система налогообложения ИП и отчетность

По результатам года, до 30-го апреля следующего года, предприниматель должен подать налоговую декларацию, отобразив все суммы доходов, расходов, и до 15 июля уплатить налог.

Выбрав общую систему налогообложения, предприниматель уплачивает:

  • Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)
  • Налог на имущество

Если предприниматель имеет наемных работников, то также оплачивает НДФЛ по ставке 13% с дохода, полученного работником в течение года.

К специальным налоговым режимам относится:

  • Упрощенная система налогообложения (УСН)
  • Единый налог на вмененный доход (ЕНВД)
  • Патентная система налогообложения (ПСН)

Упрощенная система налогообложения

Среди специальных налоговых режимов упрощенная система является наиболее распространенной. Ставка при выборе УСН устанавливается на усмотрение предпринимателя. вправе платить налог по ставке 6% от суммы всех доходов либо по ставке 15% от суммы: «доходы - расходы». УСН установлены ограничения в размере дохода, количестве сотрудников. В частности, доход ИП не должен превышать 60 млн. рублей в год, сотрудников должно быть не более 100, и при этом остаточная стоимость до 100 000 000 рублей.

Уплата налога происходит авансовыми платежами на протяжении года, а за результатами отчетного года подается налоговая декларация. В случае, если предпринимателем будет установлено, что налоговое обязательство превышает сумму авансовых платежей, то необходимо будет еще дополнительно уплатить налог с суммы превышения.

Единый налог на вмененный доход

ЕНВД характеризуется тем, что представителям малого бизнеса и начинающим предпринимателям предоставляется возможность оптимизировать свои расходы, уплачивать меньшие суммы дохода при условии его применения. Если предприниматель выбирает данный налоговый режим, прибыль, полученная на протяжении года, ни в коем случае не влияет на величину налога. Налог предприниматель уплачивает по ставке 15 % от размера дохода, который устанавливается налоговым кодексом. В каждом регионе местные власти устанавливают коэффициент, регулирующий размер дохода согласно видам деятельности ЕНВД.

Следует отметить, что данный режим применяется только для некоторых видов детальности, например, розничная торговля, ресторанный бизнес, размещение наружной рекламы. Виды деятельности перечислены в п.2 ст.346.26 НК РФ. При выборе данного режима, предприниматель подает декларацию четыре раза в год, поквартально, и уплачивает налог не позднее 25-го числа первого месяца следующего квартала.

Патентная система налогообложения

Патентную систему применяют предприниматели, которые получили патент на ведение определенных видов деятельности. Например, если предприниматель занимается сдачей жилья в аренду, то обязательным условием такой деятельности является получение патента, а также уплата налога.

Отчетность при выборе ПСН подавать не нужно, а налог в размере 6% от суммы потенциально возможного к получению дохода, уплаченного на протяжении года или срока действия патента. Налог уплачивается не позднее 25-ти дней с начала действия патента, но с некоторыми особенностями. Если срок действия патента до шести месяцев, то ИП уплачивает полную сумму, а если до года, то сначала необходимо уплатить 1/3 от суммы возможного дохода, а затем оставшуюся сумму (то есть 2/3) за 30 дней до конца действия патента.

Патент выдается на срок до года.

Предприниматель также наделен правом не только выбирать, но и одновременно совмещать специальные режимы налогообложения, применяя каждый для отдельного вида своего бизнеса. Например, если ИП предоставляет услуги в сфере права и одновременно сдает жилье в аренду, наиболее рентабельным будет выбор УСП по ставке 6% для налогообложения дохода, полученного от предоставления услуг в правовой сфере, поскольку расходы будут невелики, а для сдачи недвижимости в аренду необходимо применить патентную систему налогообложения.

Что такое система патентного налогообложения для ИП и каковы её плюсы и минусы - читайте у нас на сайте:

Какое налогообложение лучше? Прежде, чем ответить на вопрос, каждый должен приблизительно суммировать размер годового дохода, приблизительный размер расходов, определится со сферой деятельности, количеством наемных работников, и только после определения всех показателей можно с уверенностью сделать правильный выбор.

Привилегии предоставляются специальным налоговым режимам, поскольку они характеризуются более упрощенной процедурой отчетности, но имеют и ограничения при их применении также стоит исходить из расчетов доходов и расходов.

К примеру, предприниматель занимается в сфере сельского хозяйства. Годовой доход составляет 3 млн. рублей, который включает себя расходы в сумме 1,8 млн. и чистую прибыль в размере 1,2 млн. рублей. Таким образом, при применении УСН, независимо от ставки, размер налога будет составлять 180 000 рублей, а находясь на общей системе налогообложения - 156 000 рублей. При доходе в 3 млн. рублей и расходах в 1,8 млн., рентабельней выбрать общую систему налогообложения.

Предпринимателю, кроме налогов, также необходимо уплачивать страховые взносы и за себя, и за своих наемных работников. на медицинское страхование и трудовую пенсию. С 2015-го года размер страховых взносов незначительно увеличивается в связи с повышением минимального размера оплаты труда на 7,1 % по сравнению с 2014-м годом. Предприниматель вправе оплачивать страховые взносы частями на протяжении года либо полностью, одним платежом.

Как выбрать систему налогообложения для ИП

Актуальным вопросом, как работодателей, так и непосредственно работников, является налогообложение выходного пособия с наступлением 2015-го года и законодательных изменений. Трудовым законодательством предусмотрена обязанность работодателя выплатить выходное пособие работнику, так называемые «отступные». Положение статьи 178 Трудового кодекса предусматривает ряд обстоятельств, при наступлении которых предприниматель обязан выплатить отступные работнику.

Налоговый кодекс освобождает работодателя от уплаты НДФЛ и страховых платежей с суммы выходного пособия, выплаченного работнику, но только при условии, если размер выходного пособия не более трехкратного размера среднемесячной заработной платы. Если сумма превышает установленный лимит, то не подлежит налогообложению превышающая сумма, трехкратный размер среднемесячного заработка при условии, если она была прописана в трудовом договоре или контракте между ИП и работником. Возможно также заключение дополнительного соглашения как при трудоустройстве, так и перед увольнением.

Также, предприниматель вправе включить суммы отступных в расходную часть, однако, к сожалению, в случае выплаты выходного пособия при увольнении по взаимному согласию, предприниматель не вправе уплаченную сумму включать в расходы, связанные с предпринимательской деятельностью. Данная возможность не предусмотрена законодателем, а также Высший арбитражный суд в определении № 176-94/ 13 от 12 декабря 2013 года придерживается подобной позиции.

Особенности налогообложения индивидуальных предпринимателей при осуществлении продажи недвижимости

При продаже недвижимости индивидуальным предпринимателем важное значение имеет факт, использовалась ли эта недвижимость в предпринимательской деятельности. При приобретении либо отчуждении недвижимости в правоустанавливающих документах не указывается статус физического лица, как субъекта предпринимательской деятельности. Если недвижимость находится в собственности лица более трех лет, то предприниматель освобождается от уплаты налога на доходы физических лиц.

Но, в случае если предприниматель находится на специальном режиме налогообложения (УСН) и отчуждает недвижимость, как физическое лицо, то у налогового органа возникают сомнения. Налоговики пытаются установить факт использования данного имущества в предпринимательской деятельности с целью увеличить налоговое обязательство.

Установить который налоговикам достаточно сложно, однако предприниматели поддаются риску, задекларировав стоимость недвижимости при приобретении, как расход, связанный с ведением предпринимательской деятельности. Тогда при отчуждении предприниматель обязан уплатить налог. Также, контролирующий орган может ссылаться к виду деятельности, если предприниматель выбрал вид деятельности, связанный с продажей недвижимости. Если же предприниматель подвергается риску начисления инспекцией налогового обязательства и штрафных санкций, позицию ИП можно будет отстоять в суде, поскольку существует позитивная практика в таких спорах.

Кроме того, есть ряд судебных решений, которые определяют, что имущество физического лица нельзя разграничивать; что продажа имущества не считается предпринимательской деятельностью, если оно зарегистрировано на физическое лицо. Законодатель четко не урегулировал особенности налогообложения физических лиц, которые являются и предпринимателями, при продаже недвижимости.

Таким образом, в зависимости от того, какое налогообложение у ИП и на протяжении какого времени недвижимость пребывает в собственности, последний либо уплачивает НДФЛ, либо единый налог.

Видео советы - «Какую систему налогообложения выбрать для бизнеса»

Новое на сайте

>

Самое популярное