Домой Документы Некрасов размышления у парадного подъезда аргумент. «Размышления у парадного подъезда»

Некрасов размышления у парадного подъезда аргумент. «Размышления у парадного подъезда»

Тема урока: Анализ стихотворения Н.А.Некрасова «Размышления у парадного подъезда».

Я призван был воспеть твои страданья,
Терпеньем изумляющий народ.

(Н.А.Некрасов)

Цели урока:

1) образовательные:

    Проанализировать стихотворение «Размышление у парадного подъезда».

    Обобщить знания по творчеству Н.А.Некрасова.

2) развивающие :

    Формировать умения и навыки анализа стихотворного текста, понимание идейного содержания.

    Развитие логического и абстрактного мышления.

3) воспитательные:

1. Сформировать мнение о Некрасове как поэте и человеке, личности.

2. Воспитывать гражданственность, патриотизм, активную жизненную позицию на примере жизни и творчества поэта.

Тип урока : комбинированный.

Методы : словесный (элементы лекции, беседа, сообщения, чтение наизусть), аналитический (анализ произведений, художественных средств), демонстрационный (метод наглядности) (использование презентации, художественный текст).

Структура урока:

I . Орг.момент

II . Опора на пройденный материал

III . Работа по теме (анализ стихотворения)

IV . Обобщение материала.

V . Подведение итогов.

VI

Ход урока

I . Орг.момент . Сообщение темы и цели урока (проанализировать стихотворение «Размышление у парадного подъезда»; обобщить знания по творчеству Н.А.Некрасова). Обращение внимания учащихся на эпиграф урока.

II . Опора на пройденный материал. Звучит песня «Вниз по матушке, по Волге», слайд №1 с изображением Волги. Затем слайд №2 с репродукцией Репина «Бурлаки на Волге».

Слово учителя:

Почему мы начали урок народной песней о Волге, с демонстрации картины Репина?

(Предполагаемые ответы учащихся: потому что детство Некрасова прошло там, где протекала река Волга и впечатления, связанные с его наблюдениями, отразились на его жизни и творчестве.)

Каковы эти впечатления? (Воспоминания детства Некрасова были омрачены жестоким характером отца, армейского офицера и ярого крепостника, его разгулами и хладнокровным, отношением как к родным, так и к крестьянам, вверенным ему в собственность. Так что о несправедливости в мире будущий поэт узнал очень рано. Порой маленького Некрасова гнала из дома удушливая атмосфера тиранства и насилия, поэтому он часто гулял по берегам Волги, любуясь ее просторами. Именно там ему не раз приходилось наблюдать вереницы бредущих вдоль кромки воды бурлаков, изможденных тяжелым физическим трудом).

Слайд №3 - портрет отца писателя.

Слово учителя: Нелёгкую жизнь довелось прожить Н. А. Некрасову, труден был его путь в литературу. Потребовались годы неустанного труда и борьбы с жизненными невзгодами, прежде чем он стал поэтом, к голосу которого прислушивалась вся Россия. Об этом нам расскажет наш докладчик.

Слово докладчика: (о тернистом пути поэта к славе, о попытках поступить в университет в Петербурге, о мести отца за непослушание, о нужде, о голоде, о творчестве, о том, что вдохновляло Некрасова на творчество – о несправедливом отношении к народу в нашей стране. Все это черпал он из окружающей жизни)

Слайд №4 – виды бедных кварталов Петербурга

Звучит чтение наизусть стихотворения «Вчерашний день часу в шестом»

Слайд №5 – изображение экзекуции крестьян.

Слово учителя: Встреча с кем оказалась решающей в судьбе Некрасова?

Предполагаемые ответы учащихся (встреча с великим и уже известным на тот момент литературным критиком В.Г.Белинским).

Слайд №5 – портрет В.Г.Белинского.

Слово учителя: именно Белинским были произнесены слова: «Да знаете ли вы, что вы поэт - и поэт истинный!» И я передаю слово следующему докладчику.

Слово докладчика: (о благословлении Белинским Некрасова, о помощи, которая была оказана, о том, что именно с легкой руки Белинского начался путь становления Некрасова-Поэта, о возрождении Некрасовым забытого всеми журнала «Современник», о его работе главным редактором журнала, о нелегкой судьбе редакции.

Слово учителя: Итак, Некрасов талантливо совмещал работу главного редактора популярнейшего журнала и писал, много писал… Писал о народе. Мы с вами читали некоторые его произведения, пришло время познакомиться с еще одним стихотворением «Размышления у парадного подъезда», написанного в 1858 году.

Чтение стихотворения учителем ( Приложение 1) .

Слово учителя: Перед вами план анализа стихотворения. Давайте приступим к работе вместе. (План анализа – приложение 2 )

III . Работа по теме (анализ стихотворения).

Предполагаемые ответы: композиционной особенностью произведения является возможность разделить его на три части. Первая часть – описание действий, происходящих возле парадного входа. Вторая часть – описание жизни высокопоставленной персоны и размышления автора о людской алчности и несправедливости жизни. Третья часть носит обобщенный характер, в ней обнажена проблема эксплуатации и безропотного человеческого терпения.

Предполагаемые ответы: будничное событие, знакомая ситуация, а из-под пера мастера возникает целая повесть с правдивым и реальным продолжением. Сцена, разыгравшаяся у парадного подъезда, - это повод к размышлениям лирического героя о народе и о тех, в чьих руках находится его судьба. Итак, в первой части изображается прием различных лиц у высокопоставленного чиновника.

Помощь учителя (разъяснение происходившего в XIX веке, распространенного ритуала чинопочитания): в праздничные дни в домах вельмож выставлялись особые книги, куда записывали свое имя и званье посетители, которых не допускали к господину. Этим они показывали свое почтение. Привычка к рабскому низкопоклонству «свободных граждан» почти ужасает. Здесь ритуал доведен до абсурда, никого не удивляет такое подобострастие.

Слово учителя: найдите строчки, подтверждающие это:

Предполагаемые ответы :

Записав свое имя и званье,

Разъезжаются гости домой,

Так глубоко довольны собой,

Поэт дает волю сатире, он презирает этих «холопов души» и заставляет читателя подивиться заведенному порядку вещей, когда вельможа бесцеремонно пользуется своим высоким положением, принимая унижение и низкопоклонство как должное, как «выражение уважения» к нему. Но читателю понятно, что поклоняются месту, занимаемому человеком, а не его достоинству и уму.

Предполагаемые ответы: простых крестьян-ходоков и вовсе не допускают до «высокой» особы, дабы не беспокоить пустяками. Поэта возмущает даже не само пренебрежение к людям, а их реакция на происходящее.

И пошли они, солнцем палимы,

Повторяя: «Суди его Бог!»

Разводя безнадежно руками,

И, покуда я видеть их мог,

Предполагаемые ответы: вознесшийся же чиновник судит не по законам, а согласно подношениям, каким-то хитросплетениям, не понятным нормальному человеку.

Поэт выступает добровольным защитником “бесправных” и “бессловесных”. Призывает вельможу одуматься, приняться за свои обязанности - служить народу и государству, но... “счастливые глухи к добру”.
Автор, возмущенный беззаконием, рисует картину жизни “счастливого” и его кончину.

Убаюканный ласковым пением
Средиземной волны, - как дитя,
Ты уснешь, окружен попечением
Дорогой и любимой семьи
(Ждущей смерти твоей с нетерпением)...

В этих строчках звучит ИРОНИЯ (это насмешка над происходящими событиями, над характером этих событий).

6. Найдите в первой и во второй части стихотворения прием контраста. Дайте определение этому художественно-выразительному средству. Что хотел подчеркнуть этим автор?

Предполагаемые ответы: контраст – это прием резкого противопоставления.

В первой части стихотворения описание пышного парадного подъезда предваряет сцену с мужиками (крестьянами), подошедшими к нему, не допущенными к и ушедшими обратно. Роскошь фасада дома и убогий вид крестьян («загорелые лица и руки…армячишка худой на плечах…кровь на ногах…самодельные лапти») противопоставлены друг другу.

Также на приеме контраста построено описание «завидного праздника жизни» вельможи и упоминание «неисходного горя» бедного народа (Что тебе эта скорбь вопиющая, / Что тебе этот бедный народ? / Вечным праздником быстро бегущая / Жизнь очнуться тебе не дает…», «И несу эти люди безвестные / Неисходное горе в сердцах».

Предполагаемые ответы: прием контраста использован поэтом в стихотворениях «Тройка» и «В дороге» Например, изображение счастливой семейной жизни молодой красивой девушки с любимым человеком и прискорбное существование, которое готовит ей судьба на самом деле, потому что героиня рождена крестьянкой (стихотворении «Тройка»);

Или картины «жизни в достатке» жены ямщика, которую «господа» ради забавы с малолетства воспитали вместе со своей дочерью «всяким барским проделкам и штукам» и описание последующего существования, а верее, ВЫЖИВАНИЯ бедной женщины в условиях тяжелых условиях крестьянской жизни, потому что «не нужна-ста в дворянстве холопка!»

Слайды №7, №8 – иллюстрации к произведениям.

С чем ассоциируется у него народ? Какая проблема обнажена поэтом в заключительной части?

Предполагаемые ответы: стихотворение проникнуто сочувствием, которое в заключении переходит в сострадание. В последней части образы конкретных крестьян, подошедших к парадному подъезду, трансформируются в обобщенный образ русского крестьянина, а затем всего русского народа: «…я такого угла не видал, где бы …русский мужик не стонал…», «эх, сердечный! Что же значит твой стон бесконечный?» Народ ассоциируется у поэта со словом «стон», которое пять раз повторяется в заключительной части стихотворения. В стихотворении поднимается проблема бесчеловечной, безжалостной эксплуатации.

Предполагаемые ответы: стихотворение оканчивается вопросом, обращенным к народу: «Ты проснешься ль, исполненный сил?...» Поэт мучается сердцем за свой народ, однако он и выражает свое возмущение великим людским терпением, невозмутимостью, вековым оцепенением, которое владеет русским народом.

Слайд №9 – иллюстрации к стихотворению «Размышление у парадного подъезда».

IV . Обобщение материала.

Слово учителя: у стихотворения «Размышления у парадного подъезда» интересная история создания. Поведала о ней Авдотья Яковлевна Панаева, гражданская жена поэта, большой друг его, помощник. На ваших столах лежит эта история, написанная от первого лица. Прочтем ее.

Слайд №10 – портрет А.Я.Панаевой и А.И.Герцена

История создания стихотворения (приложение 3)

Слово учителя: в течение 5 лет Некрасов не мог опубликовать стихотворение. Оно переписывалось, ходило по рукам. Писатель А.И. Герцен опубликовал его без подписи в газете “Колокол”, но с примечанием: “Мы очень редко помещаем стихи, но такого рода стихотворение нет возможности не поместить”.

Давайте же подведем итоги нашего урока. Можно сделать вывод, что становление Некрасова как поэта состоялось благодаря огромной любви к народу. Широка и многогранна была деятельность Некрасова. В его творчестве нашли своё отражение реальная жизнь страны во всех её проявлениях.

Слайд №11 – выводы (В творчестве Некрасова отражено..)

Поэт жил тревогами и заботами своего времени, следил за всеми переменами, происходящими вокруг. Никто в русской литературе не писал о народе с такой проникновенной и сострадательной любовью (на слайде появляются тезисы: любовь, сострадание) , как Некрасов, и никому не удалось так глубоко и всесторонне раскрыть всю сложность, противоречивость и непредсказуемость русского национального характера (сложность и противоречивость национального характера ). Недаром поэт сказал о себе:

Я признан был воспеть твои страданья,
Терпеньем изумляющий народ.

Записали выводы в тетрадь.

V . Подведение итогов.

Слово учителя : (Оценки за работу на уроке активным учащимся). Чтобы оценить знания, полученные вами на уроке, у всех учащихся попрошу вас выполнить совсем небольшую письменную работу.

Завершить урок хочу строчками еще одного великого поэта, который уже вам знаком, Ф.И.Тютчева:

Слайд №12 (Умом Россию не понять…)

VI . Письменная самостоятельная работа на осознание материала.

Соотнесите эти строки с последним пунктом наших выводов и заключительным вопросом в стихотворении «Размышления у парадного подъезда». Напишите, как вы понимаете тютчевские строчки ?

Приложение 1

Н.А.Некрасов «Размышления у парадного подъезда»

Вот парадный подъезд. По торжественным дням,

Одержимый холопским недугом,

Целый город с каким-то испугом

Подъезжает к заветным дверям;

Записав свое имя и званье,

Разъезжаются гости домой,

Так глубоко довольны собой,

Что подумаешь - в том их призванье!

А в обычные дни этот пышный подъезд

Осаждают убогие лица:

Прожектеры, искатели мест,

И преклонный старик, и вдовица.

От него и к нему то и знай по утрам

Всё курьеры с бумагами скачут.

Возвращаясь, иной напевает "трам-трам ",

А иные просители плачут.

Раз я видел, сюда мужики подошли,

Деревенские русские люди,

Помолились на церковь и стали вдали,

Свесив русые головы к груди;

Показался швейцар."Допусти",- говорят

С выраженьем надежды и муки.

Он гостей оглядел: некрасивы на взгляд!

Загорелые лица и руки,

Армячишка худой на плечах.

По котомке на спинах согнутых,

Крест на шее и кровь на ногах,

В самодельные лапти обутых

(Знать, брели-то долгонько они

Из каких-нибудь дальних губерний).

Кто-то крикнул швейцару: "Гони!

Наш не любит оборванной черни!"

И захлопнулась дверь. Постояв,

Развязали кошли пилигримы,

Но швейцар не пустил, скудной лепты не взяв,

И пошли они, солнцем палимы,

Повторяя: "Суди его бог!",

Разводя безнадежно руками,

И, покуда я видеть их мог,

С непокрытыми шли головами...

А владелец роскошных палат

Еще сном был глубоким объят...

Ты, считающий жизнью завидною

Упоение лестью бесстыдною,

Волокитство, обжорство, игру,

Пробудись! Есть еще наслаждение:

Вороти их! в тебе их спасение!

Но счастливые глухи к добру...

Не страшат тебя громы небесные,

А земные ты держишь в руках,

И несут эти люди безвестные

Неисходное горе в сердцах.

Что тебе эта скорбь вопиющая,

Что тебе этот бедный народ?

Вечным праздником быстро бегущая

Жизнь очнуться тебе не дает.

И к чему? Щелкоперов забавою

Ты народное благо зовешь;

Без него проживешь ты со славою

И со славой умрешь!

Безмятежней аркадской идиллии

Закатятся преклонные дни.

Под пленительным небом Сицилии,

В благовонной древесной тени,

Созерцая, как солнце пурпурное

Погружается в море лазурное,

Полосами его золотя, -

Убаюканный ласковым пением

Средиземной волны, - как дитя

Ты уснешь, окружен попечением

Дорогой и любимой семьи

(Ждущей смерти твоей с нетерпением);

Привезут к нам останки твои,

Чтоб почтить похоронною тризною,

И сойдешь ты в могилу... герой,

Втихомолку проклятый отчизною,

Возвеличенный громкой хвалой!..

Впрочем, что ж мы такую особу

Беспокоим для мелких людей?

Не на них ли нам выместить злобу? -

Безопасней... Еще веселей

В чем-нибудь приискать утешенье...

Не беда, что потерпит мужик:

Так ведущее нас провиденье

Указало... да он же привык!

За заставой, в харчевне убогой

Всё пропьют бедняки до рубля

И пойдут, побираясь дорогой,

И застонут... Родная земля!

Назови мне такую обитель,

Я такого угла не видал,

Где бы сеятель твой и хранитель,

Где бы русский мужик не стонал?

Стонет он по полям, по дорогам,

Стонет он по тюрьмам, по острогам,

В рудниках, на железной цепи;

Стонет он под овином, под стогом,

Под телегой, ночуя в степи;

Стонет в собственном бедном домишке,

Свету божьего солнца не рад;

Стонет в каждом глухом городишке,

У подъезда судов и палат.

Выдь на Волгу: чей стон раздается

Над великою русской рекой?

Этот стон у нас песней зовется -

То бурлаки идут бечевой!..

Волга! Волга!.. Весной многоводной

Ты не так заливаешь поля,

Как великою скорбью народной

Переполнилась наша земля, -

Где народ, там и стон... Эх, сердечный!

Что же значит твой стон бесконечный?

Ты проснешься ль, исполненный сил,

Иль, судеб повинуясь закону,

Всё, что мог, ты уже совершил, -

Создал песню, подобную стону,

И духовно навеки почил?..

Приложение 2

ПЛАН АНАЛИЗА СТИХОТВОРЕНИЯ

1. Какова композиция (структура) данного стихотворения? Сколько частей можно выделить в данном стихотворении? Укажите границы этих частей.

2. Какая ситуация описывается в первой части стихотворения?

3. Какими поэт видит людей, подъезжающих к парадному входу большого дома? Каково его отношение к ним?

4. Так ведут себя «вольные» люди, те, на ком не лежит бремя крепостничества. А как ведут себя у «пышного» подъезда с крестьянами? Каково отношения поэта к происходящему?

5. А какова меж тем жизнь «хозяина роскошных палат»? Какие чувства переполняют поэта при описании этой жизни? Какой прием использует автор, когда рисует кончину этого человека?

6. Найдите в первой и во второй частях произведения прием контраста. Дайте определение этому художественно-выразительному средству. Что хотел подчеркнуть этим автор ?

7. В каких еще произведениях Н.А.Некрасова, с которыми мы знакомились на уроках, использован прием контраста?

8. Каким чувством проникнута заключительная часть и все стихотворение? Каковы образы, возникающие здесь перед читателем? С чем ассоциируется у поэта народ? Какая проблема обнажена автором в заключительной части?

9. Чем оканчивается стихотворение?

Приложение 3

История создания стихотворения “Размышления у парадного подъезда” (рассказ от лица А.Я Панаевой)

Это было в 1858 г. Я встала рано, подошла к окну, заинтересовалась крестьянами, сидевшими на ступеньках лестницы парадного подъезда в доме, где жил министр государственных имуществ М.Н. Муравьев. Была глубокая осень. Утро было холодное, дождливое. Крестьяне, по всей вероятности, желали подать какое – нибудь прошение и спозаранку пришли к дому. Швейцар, выметая улицу, прогнал их. Они укрылись за выступом подъезда и переминались с ноги на ногу, прижавшись у стены и промокая на дожде. Некрасов в это время находился в хандре, ничего не ел, никого не принимал. Я ему рассказала о том, что увидела. Он подошел к окну, когда дворники и городовой гнали крестьян прочь, толкая их в спину. Некрасов нервно сжал губы. Через два часа он прочел мне стихотворение.

Стихотворение «Размышление у парадного подъезда» было написано Н.А. Некрасовым в 1858 году. Впервые оно было напечатано в газете «Колокол» в 1860 году под названием «У парадного подъезда». Имя автора указано не было. А.И. Герцен опубликовал его с таким примечанием: «Мы очень редко помещаем стихи, но такого рода стихотворение нет возможности не поместить» . В официальной печати появилось лишь спустя пять лет со дня написания. Сохранилось свидетельство жены Некрасова, А.Я. Панаевой, о том, как создавалось это произведение. Окна квартиры поэта на Литейном проспекте Петербурга смотрели на подъезд министра государственных имуществ М.Н. Муравьева, и Некрасов, вероятно, именно там мог наблюдать эти сцены. Вот как Панаева вспоминает об одном случае: «Была глубокая осень, утро было холодное и дождливое. По всем вероятиям, крестьяне желали подать какое-нибудь прошение и спозаранку явились к дому. Швейцар, выметая лестницу, прогнал их; они укрылись за выступом подъезда и переминались с ноги на ногу, притаившись у стены и промокая на дожде. Я пошла к Некрасову и рассказала о виденной мной сцене. Он подошел к окну в тот момент, когда дворники дома и городовой гнали крестьян прочь, толкая их в спину. Некрасов сжал губы и нервно пощипывал усы; потом быстро отошел от окна и улегся опять на диване. Через час он прочел мне стихотворение «У парадного подъезда» .
Стихотворение мы можем отнести к гражданской лирике. Основная тема его – трагическая судьба русского народа. Стихотворение включает в себя многочисленные обращения лирического героя – к одному из персонажей («владельцу роскошных палат»), к родной земле, к Волге, к русскому народу. Все они остаются без ответа, представляя собой лишь односторонний диалог, раздумья героя. Однако произведение синтезирует, кроме того, жанровые черты сатиры, оды, памфлета, элегии и песни.
В основе композиции произведения лежит принцип антитезы. В первой части дана картина парадного подъезда знатного вельможи «по торжественным дням». Это часть представляет собой сатирическое описание.


Вот парадный подъезд. По торжественным дням,
Одержимый холопским недугом,
Целый город с каким-то испугом
Подъезжает к заветным дверям;
Записав свое имя и званье,
Разъезжаются гости домой,
Так глубоко довольны собой,
Что подумаешь – в том их призванье!

Вторая часть рисует парадный подъезд «в обычные дни». Здесь уже тон лирического героя становится нейтральным, ирония уступает место спокойным интонациям. Просителями здесь выступают «прожектеры», «искатели мест», «преклонный старик», «вдовица», приходят и уходят «курьеры с бумагами». Далее герой рассказывает о том, как увидел там однажды иных просителей – русских мужиков, пришедших из каких-то дальних губерний. Помолившись на церковь, они обращаются к швейцару с просьбой пропустить их и предлагают ему «скудную лепту». Выражение «надежды и муки» запечатлено на их лицах. Вероятно, они проделали тяжелый, долгий путь, надеясь найти правду в Петербурге. Однако швейцар остается безучастным, ходоки кажутся ему жалкими оборванцами:


Он гостей оглядел: некрасивы на взгляд!
Загорелые лица и руки,
Армячишка худой на плечах,
По котомке на спинах согнутых,
Крест на шее и кровь на ногах,
В самодельные лапти обутых…

Образ крестьян – центральный образ этого стихотворения. Образ этот является собирательным, обобщенным. За группой мужиков предстает как бы вся деревенская Русь. В стихотворении появляются высокие, эпические интонации. Ирония, объективная описательность – все это уступает место горячему сочувствию, искренней симпатии. В крестьянах герой видит библейских паломников, ищущих правды. Эта тема усилена мотивом палящего солнца. И на первый план здесь уже выходит мотив греха и возмездия, подготавливая, таким образом, содержание третьей части стихотворения:


И захлопнулась дверь. Постояв,
Развязали кошли пилигримы,
Но швейцар не пустил, скудной лепты не взяв,
И пошли они, солнцем палимы,
Повторяя: «Суди его бог!»,
Разводя безнадежно руками,
И, покуда я видеть их мог,
С непокрытыми шли головами…

Образ «владельца роскошных палат» в третьей части противопоставлен образу страдальцев-крестьян. Персонаж этот изображен в сатирико-одической манере. Жизнь его представляет собой «вечный праздник», безмятежный сон, «аркадскую идиллию». Ценности его – волокитство, обжорство, игра. Судьба народа не волнует его:


Что тебе эта скорбь вопиющая?
Что тебе этот бедный народ?

По силе сатирического обличения, по гневным, возмущенным интонациям эта часть стихотворения напоминает нам памфлет:


И к чему? Щелкоперов забавою
Ты народное благо зовешь;
Без него проживешь ты со славою
И со славой умрешь!

В заключительной части Некрасов от образов измученных дорогой русских мужиков-просителей переходит к широкому, обобщенному образу – образу стонущей Руси, переполненной великой скорбью народной :


Родная земля!
Назови мне такую обитель,
Я такого угла не видал,
Где бы сеятель твой и хранитель,
Где бы русский мужик не стонал?

Используя прием гиперболы, лирический герой Некрасова метафорически сравнивает скорбь народа с весенним разливом Волги:


Волга! Волга!.. Весной многоводной
Ты не так заливаешь поля,
Как великою скорбью народной
Переполнилась наша земля…

Все звучание этой части определяет песенная интонация. Здесь есть и повторы («стонет он… стонет он»), и внутренние рифмы, и многочисленные призывы лирического героя. Музыкальность определяется и самим выбором тем – «родная земля», «Волга».

Заканчивается стихотворение мучительным раздумьем о судьбе русского народа, о его возможностях:


Где народ, там и стон… Эх, сердечный!
Что же значит твой стон бесконечный?
Ты проснешься ль, исполненный сил,
Иль, судеб повинуясь закону,
Все, что мог, ты уже совершил -
Создал песню, подобную стону,
И духовно навеки почил?

Композиционно в произведении выделяются три части. Первая часть – описание парадного подъезда в торжественные дни. Вторая часть – описание парадного подъезда в обычные дни, изображение странников, русских мужиков-просителей. Третья часть включает в себя обрисовку образа знатного вельможи, а также обращения героя – к «владельцу роскошных палат», к родной земле, к Волге и к русскому народу.
В стихотворении сочетается трехстопный и четырехстопный анапест, рифмовка – перекрестная, кольцевая и парная. Поэт использует различные средства художественной выразительности: эпитет («убогие лица», «под пленительным небом», «солнце пурпурное»), метафору и антитезу («Не страшат тебя громы небесные, А земные ты держишь в руках»), анафору («Где бы сеятель твой и хранитель, Где бы русский мужик не стонал?»), риторические вопросы и обращения («Эй, сердечный! Что же значит твой стон бесконечный?»), синтаксический параллелизм («Стонет он по полям, по дорогам, Стонет он по тюрьмам, по острогам…»), бессоюзие и ряды однородных членов («Упоение лестью бесстыдною, волокитство, обжорство, игру…»), фразеологизмы («аркадская идиллия», «Свету божьего солнца не рад»), афористическую фразу («Щелкоперов забавою Ты народное благо зовешь»). В стихотворении мы находим слова и выражения высокого стиля («пилигримы», «скудная лепта», «похоронная тризна», «отчизна», «почил»). Анализируя фонетический строй произведения, отметим наличие аллитерации («Записав свое имя и званье», «Волга! Волга! Весной многоводной…») и ассонанса («Стонет он по полям, по дорогам…»).
«Размышления у парадного подъезда» – это программное произведение поэта. Русский народ – это центральный образ всего его творчества. Критики отмечали, что отношение Некрасова к народной жизни было реальнее всех остальных поэтов. И это не реальность Пушкина, не реальность Кольцова, не реальность Мея. Это «нечто свое, совершенно особенное, чисто индивидуальное… – проникновение в самую сущность народной жизни со стороны ее насущных потребностей и затаенных, незримых страданий»

Большая часть стихотворений Николая Некрасова посвящена жизни простого народа, который постоянно сталкивался с трудностями, с унижением, попадая в безысходное положение.

По какой причине автор уделяет так много внимания жизням простых крестьян? Ответ очевиден, Некрасов сам испытал на себе тяготы нищеты и бедности, когда покинул родное имение и остался без гроша за душой, без наследства. В те годы, Николай Алексеевич смог прочувствовать все ужасы крестьянского существования.

Однако больше всего беспокоила, волновала поэта беззащитность, покорность простых людей. Они совершенно не знали свои права и постоянно вынуждены были просить милостыню, терпеть прихоти своих господ. Но больше всего поэта возмущал тот факт, что унижение приходилось испытывать не перед высокопоставленными чиновниками, а перед их швейцарами.

В доме губернатора, который располагался в Санкт–Петербурге, всегда было много просящих. Конечно же, сам губернатор не встречал каждого пришедшего. Это делал его швейцар. Вот именно он, в зависимости от настроения, от своего веления, решал, кто достоин пройти дальше, а кто нет. И такое отношение считалось нормальным.

Крестьяне уходили прочь, обвиняя прислуживающих особ, однако, за ними крылась воля самих властителей. Вряд ли кто-то из высокопоставленных чиновников опекался и переживал за тех бедняг, которые были прогнаны с порога. Для таких людей самыми главными богатствами считалась власть и денежные сбережения. Они не боялись ничего вокруг себя, ведь обладали неограниченной силой.

Николай Алексеевич просто возмущен мыслью о том, что обычный, простой человек ничего и никогда не добьется без денег и знатного положения. К тому же, русский просящий мужик был очередным поводом для гнева, который испытывал барин, раздражаясь его приходу. Но, никто из тех самолюбивых правителей не задумывался над тем, что общество держится только благодаря трудолюбивым и покорным крестьянам.

И вот, Николай Некрасов мечтает, что когда-то и обычный человек получит свободу и право выбора.

Это очередное посвященное простому русскому народу произведение Некрасова. В нем на размышления наталкивают его наблюдения за домом губернатора.

Туда часто приезжают к барину гости. Разъезжаются же они, довольные собой. Очень верно подчеркивает автор, что в том их призвание. И нет им вовсе никакого дела до судеб простых людей. Равно, как и самому губернатору.

К нему очень часто приходят просители. Некоторые выходят, напевая веселую мелодию. А иные – плачут. Эти иные – крестьяне, простые люди, шедшие со своими прошениями к барину. Многие шли из далека, по видимому, считая его хорошим и порядочным человеком. Но, они даже не могли попасть туда. Ревностно охранял своего хозяина от таких неказистых посетителей грозный швейцар у входа. Он прекрасно знал, что тот не любит таких людей и принимать их вовсе не намерен.

Взывает Некрасов в этом стихотворении к совести зажиточного барина. Но, по видимому, она наслаждается сладкой негой сна, равно как и сам губернатор в то время, как приходит к нему с просьбами народ. Ему нет до него никакого дела. И он не один такой. Взывая к нему, автор обращается ко всему знатному сословию. Но, все это тщетно. Эти люди слишком увлечены праздной жизнью и наслаждениями и глухи они к чужим страданиям.

Далее размышления опять приводят к народу. С грустью отмечает поэт, что он безропотно покоряется своей участи, не пытаясь ее изменить. Как призыв к народному бунту звучат строки, вопрошающие крестьян о том, смогут ли их страдания вылиться в противостояние такой несправедливости. Или же, как восклицает Некрасов, народ, создав песню, подобную стону, почил навек духовно?

Анализ стихотворения Размышления у парадного подъезда Некрасова

Некрасов написал свое стихотворение "Размышления у парадного подъезда", когда сидел у окна и видел, как прогоняют крестьян, которые пришли к министру. После чего Некрасов изложил многие проблемы общества того времени в своем стихотворении, которое позже было опубликовано в журнале "Колокол", автора не указали.
В своем стихотворении автор отобразил самые больные моменты общества, показала насколько ленива знать и богатые люди. На что крестьяне повлиять никак не могут.

Данное стихотворение делится на три части:

Первая часть посвящена описанию обычных будней министра. Как он принимает более богатых лиц, как не уважает простых крестьян, которые пришли за помощью.

Вторая и третья часть описывает типичные русские проблемы, то, как страдает простой народ.

Основная мысль стихотворения такова, что низшие чины, в том числе и крестьяне, никогда не будут допущены к подъезду министров, тем более не получат помощи.

Свое стихотворение Некрасов начинает с метафоры, описывая хлопоты и подчинения людей перед лицом, которое выше чином. Вельможа живет припеваючи, его не волнуют проблемы, он в достатке. Все это можно понять по красивым эпитетам, которые вставлены во второй части стихотворения. Когда же приходит смерть к вельможе, то настроение автора меняется, его смерть описана в сарказме.

Конец стихотворения посвящен лирическому герою, который обращается к земле родной с просьбами. Так читатель может уловить песнь народа, которая схожа со стоном. После обращения к земле, следует обращение к Волге, река сравнивается с тем, как беда народа растекается по земле. Стихотворение великого поэта заканчивается не риторическим вопросом. Избавится ли народ от рабства и проснется ли? Некрасов предполагает положительный ответ, ведь по его мнению, выход и выбор можно найти всегда.

Анализ стихотворения Размышления у парадного подъезда по плану

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворения Горы Некрасова

    Это стихотворение было напечатано в 1840, в дебютном сборнике «Мечты и звуки», который Николай Алексеевич Некрасов издал на собственные деньги. Он не получил признания публики и был жестоко раскритикован

| ...] На другое утро я встала рано и, подойдя к окну, заинтересовалась крестьянами, сидевшими на ступеньках лестницы парадного подъезда в доме, где жил министр государственных иму-ществ (М.Н. Муравьев). Была глубокая осень, утро было холодное и дождливое. По всем вероятиям, крестьяне желали подать какое-нибудь прошение и спозаранку явились к дому. Швейцар, выметая улицу, прогнал их; они укрылись за выступом подъезда и переминались с ноги на ногу, прижавшись у стены и промокая на дожде. Я пошла к Некрасову и рассказала ему о виденной мною сцене. Он подошёл к окну в тот момент, когда дворники дома и городовой гнали крестьян прочь, толкая их в спину. Некрасов сжал губы и нервно пощипывал усы; потом быстро отошел от окна и улёгся опять на диване. Часа через два он прочел мне стихотворение «У парадного подъезда». Некрасов совершенно переработан реальный жизненный материал, внеся темь! вселенского зла, библейские ассоциации, мотивы высшего суда и возмездия. Всё это придало стихотворению обобщенносимволический смысл. Идея «спасения в народе» сочетается с раздумьями о трагической судьбе народа. В течение пяти лет стихотворение не могло появиться в русской подцензурной печати и ходило по рукам в списках. В 1860 году оно было напечатано Герценом в «Колоколе» без подписи автора с примечанием: «Мь! очень редко помещаем стихи, но такого рода стихотворение нет возможности не поместить».

О чем данное стихотворение Н.А. Некрасова? (о царящей в мире несправедливости)

Как поэт характеризует мужиков, пришедших просить помощь у вельможи? («деревенские русские люди» с согнутыми спинами, одетые в самодельные лапти, в худой ар-мячишко)

Против кого направлен праведный гнев Н.А. Некрасова? (против людей, обладающих властью и невидящих нужды простого народа)

Новое на сайте

>

Самое популярное