Домой Увольнение Учебно-опытный участок. Учебно-опытный участок при школе Образцовый план учебно опытного участка

Учебно-опытный участок. Учебно-опытный участок при школе Образцовый план учебно опытного участка

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа» пст. Студенец

Опыты на пришкольном учебно-опытном участке

учитель биологии Шосталь Елена Алексеевна
Код: SC-3270
Республика Коми

Усть – Вымский район

Пст. Студенец, 2011 г
В нашей школе для учебно-опытной работы в постоянное пользование отведен земельный участок площадью 0.5 га. Участок имеет следующие отделы: овощной, коллекционный, декоративный, плодово-ягодный, производственный, начальных классов, дендрарий. Работа на учебно-опытном участке является составной частью экологического воспитания. В июне работает лагерь юннатов для учащихся 5-8 классов. В июле- августе организовано дежурство учащихся по графику. Учебно-опытный участок является базой опытнической работы учащихся. Выполняя несложные опыты с растениями, они закрепляют, расширяют, углубляют знания по биологии, полученные в классе, приобретают умения в выращивании растений, приобщаются к коллективному труду. В процессе осуществления опытно-практических работ у учащихся воспитывается ответственность за порученное дело, они привыкают начатое дело доводить до конца. Проведение опытов активизирует познавательную и творческую деятельность учащихся, развивает навыки научно-исследовательской работы. Пришкольный участок занимает важное место в познании учащимися природы, в воспитании у них интереса к природе родного края и формировании любви и бережного отношения к ней.

Основным видом деятельности учащихся на пришкольном участке является исследовательская и опытническая работа. Опытническая работа только тогда принесет пользу, когда она проводится методически правильно, если строго выполняются основные требования, предъявляемые к полевым опытам . В данной разработке описана методика проведения практических работ на учебно-опытном участке с учащимися 5-8 классов. Все предложенные работы прошли апробацию и показали хорошую результативность при решении образовательных и воспитательных задач.

Методика проведения полевых опытов

Прежде всего важно правильно выбрать тему опыта. Она должна быть интересна, доступна для учащихся, связана с программами по биологии и иметь актуальное производственное значение в местных условиях.

Задача любого опыта может быть решена путем сравнения, поэтому в каждом опыте должно быть как минимум две делянки: опытная - вариант, в котором применяется тот или иной исследуемый в опыте прием, и контрольная - вариант опыта, в котором данный прием не применяется. При этом важно, чтобы все остальные условия, влияющие на рост, развитие, продуктивность растений и на опытной и на контрольной были одинаковыми. Для того, чтобы данные опыта были достоверными, каждая делянка для опытов должна быть размером не менее 2 кв.м. С момента закладки опыта ученики последовательно отмечают в дневнике наблюдений все работы, которые они проводят, наблюдения за растениями, а осенью при уборке учитывают урожай с контрольной и опытной делянок и делают заключение о поставленном опыте.

Дневник юного опытника нельзя усложнять, надо всегда помнить, что мы имеем дело с детьми 11-15 лет.

Разделы дневника:

1.Состав звена с указанием звеньевого

2.Тема опыта

3.Площадь каждой делянки и число повторностей

4.Описание участка (характеристика почвы, засоренность, какие удобрения внесены, какая культура выращивалась в прошлом году)

5.Цель опыта

6.Схема опыта

7.Чертеж-схема расположения делянок

8.Биологические особенности подопытной культуры

9.Дневник работы

10.Наблюдения за растениями

11.Уборка и учет урожая

12.Заключение и выводы

13.Общая оценка работы
Опыты с тыквенными культурами


Тема опыта

Особенности работ

Особенности наблюдений

1.Влияние подкормки бором на урожайность кабачков.

2.Изучение сортов кабачков и тыквы

3.Рассадный и безрассадный способы возделывания кабачков


В начале образования плодов подкормить растения бором (на ведро воды 2г борной кислоты). На контрольной делянке подкормку бором не производить.

Посеять семена кабачков (тыквы) в грунт по 2-3 семечка в лунку разных сортов.

Посеять семена кабачков (тыквы) в грунт по 2-3 семечка в лунку. Контроль – посадка рассады того же сорта, выращенной в парнике или теплице.


Отметить сроки образования женских цветков и урожайность на опытной и контрольной делянках.

Установить различие между сортами.

Отметить появление цветков, завязывание плодов на опытных и контрольных растениях. Отдельно подсчитать урожай и сделать вывод.


Опыты с морковью

Тема опыта

Особенности работ

Особенности наблюдений

1.Влияние сроков прореживания всходов моркови на урожай.

2.Влияние рыхления почвы на развитие моркови.

3.Влияние предпосевной закалки семян на урожайность моркови.

4.Влияние на скорость прорастания и урожай моркови стимуляторов роста (гумат натрия, эпин, циркон и др.)

4.Изучение сортов моркови


Выделить три делянки. На первой провести прореживание при наличии одного настоящего листа, на второй – двух настоящих листьев, на третьей – трех настоящих листьев.
Выделить две делянки. На одной делянке поддерживать почву в рыхлом состоянии, на другой не рыхлить.

Семена намочить в воде и держать в теплой комнате в течение 4-5 суток. В первые сутки перемешать их через 3-5 часов, в дальнейшем 2-3 раза в сутки. Набухшие семена положить в горшок, закопать в снег или положить в холодильник на 10-15 суток (при температуре 0 0 - 1 0 С). На опытную делянку высеять закаленные семена, незакаленные – на контрольную.

Семена замочить в стимуляторе роста по инструкции. На опытной делянке посеять обработанные семена, на контрольной делянке - замоченные семена в обычной воде.

На делянке высеять отдельными рядками различные сорта моркови.


Вести наблюдение за состоянием растений и произвести учет урожая с каждой делянки. Объяснить какое значение для повышения урожайности имеет своевременное прореживание всходов.

Вести наблюдение за состоянием растений и произвести учет урожая с каждой делянки. Объяснить какое значение для повышения урожайности имеет своевременное рыхление почвы.

Вести наблюдение за состоянием растений и произвести учет урожая с каждой делянки. Объяснить какое значение для повышения урожайности имеет закалка семян.

Вести наблюдение за состоянием растений и произвести учет урожая с каждой делянки. Объяснить как повлиял стимулятор роста на всхожесть и урожай моркови.


Опыты со свеклой

Тема опыта

Особенности работ

Особенности наблюдений

1.Изучение сортов свеклы

2.Влияние на урожай свеклы 1 % раствора соды (раствора микроудобрений, стимуляторов роста).

3.Выращивание свеклы рассадным и безрассадным способами.


На делянке высеять отдельными рядками различные сорта свеклы
На опытную делянку посеять семена, выдержанные перед посевом в течение суток в 1% растворе соды (в растворах микроудобрений, стимуляторов роста – согласно инструкции), на контрольную делянку – семена замоченные в обычной воде.

На одну делянку высадить рассаду, на другую высеять семена.


Вести сравнительные наблюдения за растениями. Осенью учесть урожай и определить сорта, наиболее урожайные в ваших условиях.

Вести сравнительные наблюдения за растениями. Осенью учесть урожай. Сделать выводы.

Вести сравнительные наблюдения за ростом свеклы на обеих делянках. Отдельно учесть урожай. Сделать выводы.


Опыты с капустой

Тема опыта

Особенности работ

Особенности наблюдений

Выращивание капусты различных биологических разновидностей.

Краснокочанная. Площадь питания 60 Х 40 см. Савойская. Площадь питания 60 Х 40 см. Цветная. Цветная капуста более требовательна к удобрению, поэтому нужно обязательно внести в почву удобрения. Площадь питания 60 Х40 см. Брокколи . Площадь питания 60 Х 40 см. Подкормить слабым органическим или полным минеральным удобрением. Брюссельская. В почву внести только фосфорно-калийные удобрения. Площадь питания 70 Х 70 см, произвести вершкование – удалить верхушечную почку 15-20 августа. Для определения урожайности взвешивать кочанчики по мере их использования. Кольраби. Высадка двустрочная – между рядами в ленте 25 см, в ряду – 20 см, между лентами – 60 см. Подкормка только фосфорно–калийными удобрениями. Уборка проводится выборочно, когда стеблеплод достигнет в диаметре 5–7 см, срезать под самый стеблеплод.

Установить, в чем состоят биологические различия между разновидностями капусты. Результаты опыта использовать на уроках биологии.

Опыты с картофелем

Тема опыта

Особенности работ

Особенности наблюдений

1.Вляние посадочного материала на урожай картофеля.

2.Влияние на урожай картофеля местного внесения удобрения при посадке.

3. Изучение сортов картофеля.


Для посадки на разных делянках взять: 1) целые крупные клубни; 2) целые мелкие клубни; 3) резаные вдень посадки крупные клубни, каждая часть с двумя-тремя ростками; 4) верхушки с крупных клубней; 5) глазки с кусочками мякоти конусовидной формы в 1-2г (за 25-30 суток до посадки в грунт глазки высадить в рассадный ящик, выращенную рассаду высотой 10-12 см высадить на делянку с расстоянием 8-10 см в рядке). Посадку в грунт произвести одновременно для всех видов посадочного материала.

Выделить 4 делянки и засадить их клубнями. На каждой делянке при посадке внести различные удобрения: на первой – горсть перегноя, на второй – ложку древесной золы, на третьей – ложку гранулированного удобрения, на четвертой – удобрительную смесь, состоящую из горсти перепревшего навоза или торфа с ложкой суперфосфата и ложкой извести.

По одному - два рядка на делянке засадить клубнями разных сортов. Для каждого района свои стандартные сорта.


Вести наблюдения за развитием и тостом картофеля на каждой делянке. Отметить время появления всходов, цветения, начала клубнеобразования. Отдельно учесть урожай и сделать вывод, какие дополнительные источники посадочного материала можно использовать. Результаты опыта использовать на уроке биологии при изучении способов размножения растений.

Вести отдельно наблюдения и учет урожая по каждой делянке. Сделать вывод, какие виды удобрения на ваших почвах наиболее эффективны.
Вести наблюдения за растениями каждого сорта, отметить фазы вегетации. Учесть урожай, сделать вывод, какие сорта являются наиболее урожайными в ваших условиях. Результаты опыта использовать на уроках биологии.


Опыты с овощными, плодово-ягодными, зерновыми и цветочными культурами

Тема опыта

Особенности работ

Особенности наблюдений

1.Изучить влияние света на прорастание семян различных культур (салат, шпинат, редис, томаты и др.)
2.Изучение сортов астр.

3. Выявить оптимальные сроки посева астр на рассаду
4. Изучение влияния стимулятора роста (корневина, эпина и др.) на приживаемость черенков смородины.

5.Изучение влияния минеральных удобрений на рост и развитие зерновых культур (ячмень, овес, пшеница).

6. Выявление лучших доз внесения удобрений (калийных, азотных, фосфорных, комплексных) на рост и развитие ячменя.

7. Изучение влияния на скорость прорастания редиса (укропа, салата, гороха и др.) сока алоэ.

8. Изучение влияния пикировки на рост и развитие астр (бархатцев).


В плоские стаканчики, заполненные почвой, высеивают одинаковое количество семян испытуемой культуры. Часть стаканчиков выставляют на яркий свет, часть – помещают в темный шкаф или укрывают непроницаемым для света материалом. Содержат стаканчики при одинаковой температуре.

В рассадные ящики, наполненные питательной почвой, высеять семена разных сортов отдельно, вразброс или рядами в бороздки и засыпать песком слоем на толщину семени. Почву слегка уплотнить, осторожно полить, прикрыть ящик стеклом и перенести в тепло ближе к свету. С появлением первых двух настоящих листочков всходы распикировать в горшочки. После закалки рассаду высадить на грядки с расстоянием 5 Х 5 см (для высоких сортов расстояние увеличить).

В рассадные ящики, наполненные питательной почвой, высевать семена в разные сроки (10, 20, 30 марта, 1, 10 и 20 апреля). С появлением первых двух настоящих листочков всходы распикировать в горшочки. После закалки рассаду высадить на грядку.

Нарезать однолетние вызревшие побеги толщиной не менее 5-8 мм, с хорошо развитыми почками. Разрезать на части (черенки) длиной не менее 25-30 см. нижний срез сделать вкось под почкой, а верхний – прямо, на 3-4 см выше почки. Часть черенков обработать стимуляторами роста по инструкции, а часть не обрабатывать. Черенки высадить на делянки для укоренения. Черенки сажают под углом в 45 0 на расстоянии в 15-20 см так, чтобы над землей оставались только 1-2 почки. Уход за черенками на опытной и контрольной делянках одинаковый (полив, рыхление).

В почву опытной делянки внести минеральные удобрения согласно инструкции или 100г аммиачной селитры, 200 г суперфосфата, 50 г калийной соли на 1 м 2 . В почву контрольной делянки удобрения не вносить. Семена посеять рядками.
На опытные делянки внести минеральные удобрения из расчета на 10 м 2 250 г, 500 г, 1000 г. На контрольные делянки удобрения не вносить.
Сорвать лист с растения алоэ, выдержать не менее недели в холодильнике, отжать сок, развести водой в соотношении 1: 10, замочить семена на сутки и высеять на опытную делянку. На контрольную делянку высеять семена, замоченные в обычной воде.
Часть семян посеять сразу в стаканчики (по 2-3 семени), а часть – в ящики. С появлением первых двух настоящих листочков всходы из ящиков распикировать в горшочки с прищипкой главного корня. В стаканчиках оставить по одному растению, остальные - удалить. В начале июня всю рассаду высадить в грунт.


Отмечают первые, массовые всходы, подсчитывают число проросших семян во всех стаканчиках одновременно. Сделать вывод о влиянии света на прорастание данной культуры. Результаты опыта использовать на уроках биологии.

Наблюдать за ростом и развитием каждого сорта астр (появление всходов, первых двух настоящих листочков, начало бутонизации и зацветания, интенсивность и продолжительность цветения). Выявить сорта, наиболее пригодные для выращивания в вашей местности.

Наблюдать за ростом и развитием астр: появление всходов, первых двух настоящих листочков, начало бутонизации и зацветания, интенсивность и продолжительность цветения. Сделать вывод о оптимальных сроках посева семян на рассаду для вашей местности.

Наблюдать за образованием корней и листьев, приростом побегов. Сделать вывод о влиянии стимуляторов роста на укоренение черенков.

Наблюдать за ростом и развитием растений. Измерить длину соломины и отдельно колоса, массу зерна на опытной и контрольной делянках. Сделать вывод о влиянии удобрений на развитие данной культуры. Результаты использовать на уроках биологии и химии.

Наблюдать за ростом и развитием растений. Измерить длину соломины и колоса, сравнить массу зерна на опытной и контрольной делянках. Сделать вывод о лучшей дозе внесения данного удобрения на рост и развитие ячменя.

Отметить первые и массовые всходы на опытной и контрольной делянках. Наблюдать за ростом и развитием растений. Сделать вывод.

Наблюдать за ростом и развитием растений. Отметить начало бутонизации и зацветания, интенсивность и продолжительность цветения. Сделать вывод. Результаты использовать на уроках биологии при изучении темы «Рост корня»

Заключение

Пришкольный участок занимает особое место в учебно-воспитательном процессе школы, так как содержит большие возможности для формирования экологических знаний и экологической культуры школьников, развития навыков научно-исследовательской работы. Формы работы на пришкольном учебно-опытном участке могут быть самыми разнообразными, но опытническая работа была и остается главной формой деятельности учащихся. В нашей школе пришкольный участок - экологическая лаборатория для школьников, в которой проводятся уроки, экскурсии, практические работы, занятия кружка юннатов, опытническая и другая внеклассная работа.

Данная разработка может оказать определенную помощь учителям сельских школ, особенно начинающим, которые хотят организовать учебно-опытническую работу в своей школе. Предлагаемые темы опытов, по усмотрению учителя, можно усложнять или изменять, применять к другим культурам.

Литература


  1. Литвинова Л.С, Жиренко О.Е. Нравственно-экологическое воспитание школьников: Основные аспекты, сценарии мероприятий. 5-11 классы. - М.: 5 за знания, 2005.-208 с.

  2. Папорков М.А. и др. Учебно-опытная работа на пришкольном участке: Пособие для учителей / М.А. Папорков, Н.И. Клинковская, Е.С. Милованова. - М.: Просвещение, 1980. - 255 с.

  3. Попова Т.Н. Экология в школе: Мониторинг природной среды: Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 64 с.

Материал из Юнциклопедии


Учебно-опытные участки имеют большинство школ. Их часто называют зеленой лабораторией под открытым небом. Здесь каждый может найти интересную для себя работу. Хороший учебно-опытный участок имеет для этого разные отделы: начальных классов, овощных, полевых культур, плодово-ягодный сад, плодовый питомник, закрытый грунт, коллекционный отдел, биологический отдел, цветочно-декоративный отдел, дендрологический отдел, зоолого-животноводческий отдел, метеорологическую площадку.

В отделе начальных классов работают младшие школьники. На небольших делянках они учатся выращивать овощи, цветы, которые не требуют сложного ухода.

Отдел овощных культур-один из самых важных на участке. Какие только овощные растения не выращивают здесь школьники! Томаты и огурцы, лук и чеснок, капусту и свеклу, морковь, репу и многие другие. Причем самые разные их сорта. Больше всего опытов ставят ребята именно в этом отделе. Здесь на занятиях по сельскохозяйственному труду они выясняют эффективность различных агротехнических приемов. На уроках ботаники школьники на конкретных примерах изучают зависимость роста и развития растений от условий их произрастания. А в кружках юных опытников ребята нередко добиваются таких замечательных результатов в опытах с овощными культурами, что их используют местные колхозы и совхозы (см. Опытническая работа).

В отделе полевых культур школьники выращивают основные сельскохозяйственные растения: зерновые хлебные, зерновые бобовые, кормовые корнеплоды, картофель, технические культуры, кормовые травы. Здесь они учатся получать высокие урожаи, применяя передовую агротехнику.

Трудно встретить школу, которая на учебно-опытном участке не имела бы плодово-ягодного сада. Сады эти разные, на севере они, конечно, не такие, как на юге, но все они посажены руками школьников. В средней полосе здесь растут плодовые деревья и разнообразные ягодные растения: земляника и малина, крыжовник и смородина, вишни и сливы, яблони и груши, а южнее - виноград, абрикосы, черешня, персики, миндаль.

В плодовом питомнике ребята выращивают саженцы плодовых и ягодных растений. Работа эта сложная и интересная. Ведь вырастить хороший, здоровый саженец не просто: надо уметь делать прививку, правильно ухаживать за молодым деревцем. Нередко саженцы плодовых и ягодных растений из школьного питомника переселяются не только в школьный сад, но и на приусадебные участки, в колхозные сады.

Закрытый грунт-теплицы, парники, малогабаритные пленочные укрытия и рассадники имеют многие школы. В теплицах разводят цветы, выращивают зеленый лук, огурцы и другие овощи. В малогабаритных пленочных укрытиях, парниках, рассадниках выращивают рассаду овощных и цветочных культур, собирают ранние урожаи огурцов и томатов.

Хороший коллекционный отдел всегда радует глаз разнообразием культур. Здесь размещают коллекции овощных и полевых культур, районированные и новые, перспективные сорта и культуры.

Биологический отдел помогает лучше усвоить биологические знания, полученные на уроках. В нем размещают коллекционные посевы по систематике и морфологии растений, экологический уголок, альпинарий (участок высокогорной растительности), подотдел общей биологии.

В коллекции по систематике выращивают растения из различных семейств: злаков, крестоцветных, розоцветных, бобовых, пасленовых, сложноцветных, лилейных и др.

В морфологическую коллекцию подбирают растения с разными типами корней, стеблей, листьев, соцветий.

В экологическом уголке, создавая специальные условия, выращивают засухоустойчивые, влаголюбивые, водные, светолюбивые и теневыносливые растения. В подотделе общей биологии учащиеся старших классов проводят наблюдения и опыты, связанные с изучением основ дарвинизма, генетики и селекции растений.

Цветочно-декоративный отдел, или цветники, размещают перед зданием школы, а также на учебно-опытном участке для проведения опытнической работы. В цветниках высаживают однолетние, двулетние и многолетние цветочные растения. В опытах с цветами юннаты добиваются более раннего, обильного и продолжительного цветения. Яркие краски школьных цветников всегда радуют, создают хорошее настроение.

Дендрологические отделы устраивают школы, которые располагают значительной земельной площадью. В нем размещают разнообразные древесные и кустарниковые растения из различных климатических зон страны. Здесь выращивают также различные травянистые растения, размещают птичьи домики и кормушки для птиц.

Создать зоолого-животноводческий отдел на школьном участке довольно трудно. Животные требуют повседневного ухода, внимания. Но как интересно, например, кормить кроликов, ухаживать за ними и наблюдать за их поведением, выращивать маленьких крольчат и проводить с ними разные опыты. Нередко устраивают небольшую пасеку, выкапывают пруд для разведения рыб.

На метеорологической площадке с помощью приборов ведут наблюдения за погодой. Сопоставление данных о погоде с фенологическими наблюдениями над растениями имеет важное значение при проведении опытнической работы с ними.

Работа и постоянные наблюдения на учебно-опытном участке помогают углублять знания, полученные на уроках природоведения, ботаники, зоологии, общей биологии, приобрести первые навыки в сельскохозяйственном труде, познавать природу своей родной страны. А как приятно попробовать в школьной столовой вкусные блюда, приготовленные из овощей и плодов, выращенных своими руками.

Хороший школьный участок - это гордость и учеников, и учителей.

Учебно-опытный участок

Учебно-опытным участком руководит учитель биологии и химии Топунова Е.В.

1. Учебно-опытный участок (далее УОУ) школы является частью ее материально-технической базы. Площадь участка 1,5 га (1500м2).

2. Структура УОУ

2.1. Учебно-опытный участок школы включает в себя участок открытого грунта, разделенный на отделы: полевой, овощной, цветочно-декоративный, коллекционный, систематический, плодово-ягодный, начальных классов, производственный, дендрологический.

2.2. Назначение отделов открытого грунта:

Полевой отдел (площадь 12 м2) представляет из себя коллекцию зерновых культур, представленную районированными сортами. Растения размещаются на прямоугольных полях шириной4годичного севооборота.

Отдел предназначен для: знакомства учащихся с основными полевыми культурами; условиями их произрастания; использования в качестве продуктов питания; корма для животных; сырья для технической переработки; принципа проведения опытов с с/х культурами.

Цветочно-декоративный отдел

(Площадь 300м2). Представляет из себя коллекцию травянистых, однолетних и многолетних цветочно-декоративных растений и кустарников. Все цветочно-декоративные растения размещаются в различных отделах УОУ. В основе размещения цветочно-декоративных растений положены следующие принципы размещения:

  • принцип использования приемов благоустройства территории (рабатки, газоны, альпийские горки, розарии)
  • принцип эстетического оформления участка.

Отдел предназначен для знакомства с различными цветочно-декоративными растениями, привития умений и навыков выращивания растений и ухода за ними, воспитания чувства прекрасного, выполнения опытнических работ, освоения приемов озеленения территории.

Овощной отдел

(Площадь 180 м 2). Представляет из себя коллекцию однолетних и двулетних овощных культур. Используется 3 - 4годичный севооборот.В овощном отделе выращиваются следующие культуры: морковь, лук, свекла, чеснок, укроп, петрушка. Отдел предназначен для знакомства учащихся с различными сортамиовощных культур, привития умений и навыков ухода за ними, проведение опытнических работ.

Дендрологический отдел

(Площадь 500 м 2). Представляет из себя коллекцию деревьев и кустарников. Располагаетсяпо периметру УОУ и в других отделах УОУ. Размещается по систематическому и географическому принципа. Растения располагаются в виде сложных и простых пейзажных групп. Кустарники служат живой изгородью (шиповник, акация). В дендрарии расположены следующие деревья, кустарники: клен канадский, липа остролистая, береза пушистая, береза повислая, клен обыкновенный, акация желтая, рябина обыкновенная, сосна кедровая, ель голубая, дуб чешуйчатый, сирень обыкновенная, сирень махровая, жасмин земляничный, жимолость обыкновенная, белоягодник снежный, роза морщинистая, барбарис обыкновенный, ива, спирея, лещина, калина, лиственница, можжевельник. Отдел предназначен для изучения деревьев и кустарников, их биологии, приспособленности к жизни в различных условиях, проведения фенологических наблюдений, постановки опытов, изготовления наглядных пособий и коллекций.

Коллекционный отдел (площадь 14 м 2) представлен коллекциями лекарственных трав, масличных, раннецветущих, кормовых, растений различных мест обитания (луга, леса, болота). Расположен в разных отделах УОУ. Предназначен для разрешения знаний учащихся о многообразии растений, их использовании, для развития творческих способностей и познавательных интересов.

Систематический отдел (площадь 16 м 2) представлен растениями, принадлежащими к различным семействам (7 семейств): крестоцветные, розоцветные, пасленовые, бобовые, сложноцветные, лилейные, злаковые. Отдел предназначен для знакомства учащихся с представителями различных семейств.

Плодово-ягдный отдел (площадь 550 м 2), представлен садом. Культуры, произрастающие в саду: яблоня (35), груша (1), айва (1), слива (2 дерева + 15 саженцев), ирга (1), арония черноплодная (8), черная смородина (13), красная смородина (5). Кустарники (смородина) располагаются вдоль центральной дорожки УОУ в 2 ряда. Плодовые деревья иостальные кустарники расположены в 2-х специально отведенных местах УОУ.

Отдел начальных классов (площадь 40 м 2), представлен 4 грядками, на которых выращивают однолетние овощные растения. В отделе используется принцип чередования культур. Отдел предназначен для привитияэлементарных навыков и умений в уходе за растениями.

Производственный отдел (площадь 300 м 2), расположен на территории УОУ. Предназначен для выращивания с/х культур для питания учащихся в школьной столовой. В отделе выращивается капуста и картофель.


ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

В практике обучения биологии школьному учебно-опытному участку отводится особая роль. Здесь школьники знакомятся с садовыми и огородными растениями, полевыми и техническими культурами, сорняками, вредителями, овладевают умениями и навыками по уходу за растениями. С этой целью предусматриваются делянки для отдельных культур в открытом грунте, парники и теплицы для растений закрытого грунта.
Целью данной работы является раскрыть возможности пришкольного учебно-опытного участка, как материальной базы для качественного обучения биологии.
Задачи:
    Рассмотреть типовую структуру пришкольного учебно-опытного участка и назначение его отделов;
    Показать основные приемы организации работы на пришкольном учебно-опытном участке;
    Выявить необходимые составляющие для эффективной работы пришкольного учебно-опытного участка.
Актуальность: пришкольный учебно-опытный участок является частью территории школы и забота о нем ложится на плечи учителя биологии и труда. Учащиеся как правило неохотно работают на участке, а ведь работа на участке прививает такие качества как любовь ко всему живому, труду, ответственность перед одноклассниками. Этих качеств так не хватает современным школьникам.
Учащиеся, работая на участке, закрепляют свои знания о развитии растений, получают представления о главных агрономических приемах возделывания культурных растений и навыки работы с ними в определенной системе, по определенному плану.
Учебно-исследовательская деятельность с живыми объектами на пришкольном участке обеспечивает формирование нравственных качеств учащихся, воспитание любви и бережного отношения к природе; уважения к трудовой деятельности. Длительные и разнообразные работы способствуют формированию такого волевого качества, как стремление довести опыт до конца, вовремя произвести наблюдения и зафиксировать их.
Важной задачей является ознакомление школьников с культурными растениями и сельскохозяйственными процессами. Для этого на участке выращивают коллекции разных культурных растений и производят опыты по повышению урожайности, выявлению оптимальных условий выращивания, интродукции, сортоиспытанию и др.
На участке проводят уроки и экскурсии по ботанике, зоологии и общей биологии для 6-11 классов. Кроме того, здесь осуществляют внеурочную деятельность, внеклассные занятия, юннатскую, природоохранительную и опытническую работы.

ПОЛОЖЕНИЕ ОБ УЧЕБНО-ОПЫТНОМ УЧАСТКЕ 1

Назначение учебно-опытного участка, его структура
1. Учебно-опытный участок создается в начальных, основных и полных средних общеобразовательных школах, школах с углубленным
изучением отдельных предметов, лицеях, гимназиях, школах-интернатах всех типов для проведения учебных и внеклассных занятий по естествознанию, биологии, экологии, трудовому обучению, для выполнения учащимися опытов, наблюдений, летних заданий, организации общественно полезного, производительного труда школьников по выращиванию полезной продукции (овощные культуры, рассада цветочных культур, саженцы древесно-кустарниковых пород),
заготовки раздаточного и демонстрационного материала, для занятий с учащимися. Функционирование учебно-опытного участка школы позволяет решать комплекс образовательных задач:
    совершенствование знаний учащихся по названным выше дисциплинам;
    формирование практических умений по выращиванию растений, уходу за растениями и животными;
    формирование интеллектуальных и практических умений, связанных с проведением наблюдений и опытов, с оценкой состояния окружающей среды на территории школы, с проектированием мер по благоустройству школьной территории;
    развитие интереса учащихся к изучению растений и животных;
    формирование у учащихся ответственного отношения к труду, к окружающей среде, к деятельности по ее сохранению и улучшению;
    развитие эстетических чувств школьников;
    развитие интереса школьников к профессиям, связанным с выращиванием растений, уходом за растениями и животными.
    В соответствии с Земельным кодексом Республики и Типовым положением об общеобразовательном учреждении (утверждено
    постановлением Правительства РФ от 31 августа 1994 года №1008, в редакции постановлений Правительства РФ от 9 сентября 1996 года
    №1058 и от 15 января 1997 года №38) отведение земельных участков школам для учебно-воспитательных целей производится на основании решения органов исполнительной власти субъектов РФ, земельные участки закрепляются за государственными и муниципальными образовательными учреждениями в бессрочное бесплатное пользование. Рекомендуемая площадь для средней общеобразовательной школы - не менее 0,5 га, включая всю обрабатываемую территорию вокруг школы. На учебно-опытных участках школ организуются отделы полевых (зерновых, технических, кормовых) и овощных, плодово-ягодных, цветочно-декоративных культур, древесно-кустарниковых пород, лекарственных растений, начальных классов; могут быть выделены отделы - экологический, общей биологии, зоологический. В состав учебно-опытного участка входят также защищенный грунт (теплица, парники), "зеленый класс", подсобное помещение, географическая площадка. Соотношение отделов определяется руководителем школы совместно с учителями биологии и трудового обучения, может быть различным в зависимости от местоположения школы (в северной, средней или южной части республики, в городе или в сельской местности), избранного направления в работе, от количества учащихся, привлекаемых к работе.

    Выбор культур для выращивания в тех или иных отделах учебно-опытного участка школы определяется потребностями учебно-воспитательного процесса, природно-климатическими условиями (предпочтение отдается районированным сортам важнейших сельскохозяйственных культур), условиями школы (городская, сельская) и ее возможностями в приобретении семян и посадочного материала.
    При организации производительного труда учащихся, предусмотренного общеобразовательными программами и учебным планом школы, соответствующие отделы учебно-опытного участка могут быть расширены с образованием древесно-кустарникового питомника, питомника цветочно-декоративных культур, производственного отдела для выращивания картофеля и овощей, крольчатника, пасеки и т.п.
    "Зеленый класс" предназначается для занятий по трудовому обучению и естественнонаучным предметам, он оснащается учебно-наглядными пособиями и учебным оборудованием.
В подсобном помещении хранятся сельскохозяйственный инвентарь, аптечка с необходимыми для оказания первой помощи медикаментами и перевязочными материалами. В непосредственной близости от подсобного помещения устанавливается противопожарный инвентарь. Удобрения хранятся в специальной таре с четкими надписями названий.
9. Вокруг участка создается естественная (из зеленых насаждений) или искусственная изгородь. Участок обеспечивается водой для полива растений.
10. Произведенная на участке продукция может быть использована для организации питания учащихся в школьной столовой (сельскохозяйственные продукты), для озеленения школы и ее территории, дворов домов, в которых проживают учащиеся школы (комнатные растения, цветочные культуры открытого грунта, древесно-кустарниковые породы), а также реализована в соответствии с действующим законодательством.
Содержание и организация работы
    Основные направления деятельности учащихся на участке: выращивание растений и животных, наблюдения за их ростом и развитием, проведение опытов в соответствии с программами трудового обучения, естествознания, биологии, экологии, факультативных курсов и кружков.
    Работа учащихся на учебно-опытном участке школы осуществляется за счет времени, отводимого на уроки трудового обучения, а также на практические работы по естествознанию, биологии, экологии. Деятельность школьников в летний период организуется по составленному в школе графику в рамках регионального компонента образовательной области "Технология".
    Режим труда учащихся на учебно-опытном участке устанавливается с учетом правил по технике безопасности при изучении биологии в общеобразовательных школах (инструктивное письмо Министерства просвещения от 14 августа 1981 года №243). Учащиеся допускаются до работы на участке после ознакомления с правилами по технике безопасности. Для работы на участке из учащихся каждого класса формируются группы не более 15 человек.
    Работа учащихся на участке организуется в соответствии с планом, являющимся составной частью плана учебно-воспитательной работы школы. В него целесообразно включить такие разделы:
    общая характеристика учебно-опытного участка (площадь, отделы, их размеры и размещение);
    анализ работы за предыдущий год;
    задачи работы на новый учебный год;
    содержание и организация работы: перечень имеющихся и планируемых для выращивания растений; перечень содержащихся животных; тематика опытов и наблюдений; перечень наглядных пособий, планируемых для изготовления в порядке летних заданий по биологии и на уроках сельскохозяйственного труда; график работы школьников на участке, в том числе в период летних каникул;
    руководство работой учащихся на участке (закрепление ответственных за работу на участке учителей, классных руководителей, воспитателей групп продленного дня, графики их работы, в том числе в каникулярное время);
    материальное обеспечение работы на участке: определение потребности в инвентаре, оборудовании, удобрениях, посевном и посадочном материале, кормах для животных и т.д.;
    формы подведения итогов работы.
К плану работы прилагается схема размещения отделов и выращиваемых культур.
    Ежедневно в начале учебного года подводятся итоги работы на участке (формы подведения итогов избираются школой). Результаты работы учащихся в летний период учитываются при выведении отметок по предмету "Трудовое обучение".
    Директор школы несет ответственность за состояние учебно-опытного участка, осуществляет общее руководство работой на нем. Он вместе с заместителем по воспитательной работе определяет обязанности педагогов и вспомогательного персонала по обеспечению занятий учащихся на учебно-опытном участке, следит за развитием его материальной базы.
    Непосредственное руководство работой на участке осуществляет заведующий учебно-опытном участком, назначаемый директором школы, как правило, из числа учителей биологии, географии или сельскохозяйственного труда. За заведование учебно-опытным участком учителям производится дополнительная оплата в соответствии с положением о надбавках и доплатах стимулирующего характера. В начальной школе непосредственное руководство работой на учебно-опытном участке осуществляет учитель трудового обучения или один из учителей начальной школы. Заведующий несет ответственность за состояние участка и содержание работы на нем, за его обеспечение посевным и посадочным материалом, кормами для животных, оборудованием и инвентарем, инструктирует работников, привлекаемых к работе на участке, обеспечивает соблюдение санитарно-гигиенических норм, правил охраны труда, а также правил пожарной безопасности. Материальные ценности, необходимые для организации работы на учебно-опытном участке, находятся на ответственном хранении у заведующего учебно-опытным участком. Он ведет их учет в установленном порядке.
Заместитель директора по хозяйственной части принимает меры по своевременному обеспечению учебно-опытного участка инвентарем, посевным и посадочным материалом, кормами.

СТРУКТУРА УЧЕБНО-ОПЫТНОГО УЧАСТКА

В разработку структуры учебно-опытного участка и методики его использования в общем образовании школьников большой вклад внесли П.И. Боровицкий, Н.М. Верзилин, Б.В. Всесвятский, В.А. Матисен, И.Н. Пономарева, Н.А. Рыков, М.В. Сыскова и другие видные методисты-биологи.
Следует отметить, что о структуре пришкольного учебно-опытного участка существуют разные точки зрения, высказанные двумя крупными учеными-методистами, специально разрабатывавшими этот вопрос, - П. И. Боровицким и Н. М. Верзилиным, они широко апробированы на базе агробиологической станции РГПУ им. А. И. Герцена в поселке Вырица.
По П. И. Боровицкому, на учебно-опытном участке должно быть два отдела по выращиванию растений: коллекционный и опытнический. В коллекционном выращивают большое разнообразие культурных растений: зерновые, плодовые, лиственные, ягодные, технические, масличные и т.д. Притом каждую из этих культур размещают на особых делянках с соблюдением севооборота (перемещение делянок на местности по определенной схеме).
В опытническом отделе располагают делянки для типовых опытов на полевых и овощных культурах с соблюдением всех норм и требований к растениеводческим опытам сортоиспытания для определения влияния внешней среды или по другой тематике.
По Н.М.Верзилину, на участке должно быть четко выделено несколько отделов: полевой, овощной, плодово-ягодный, декоративный, биологический и зоологический. В каждом отводится место для коллекции культур и опытов с растениями этого отдела. Главным для выполнения учебной программы является биологический отдел, в котором выращиваются определенные культуры, проводятся опыты, являющиеся также живыми иллюстрациями важнейших биологических закономерностей и процессов.
В настоящее время организованы пришкольные учебно-опытные участки указанных типов.
Биологический отдел имеет участок по ботанике (отделы морфологии, систематики; коллекция «Цветочный календарь», опыты с корневыми системами) и участок по общей биологии (коллекция растений «Критерии вида», «Методы селекции», «Приспособленность»; опыты по естественному отбору, изменчивости, влиянию внешних условий на рост и развитие растений и др.). Традиционно на учебно-опытном участке в коллекциях и опытах используются культурные растения. Для доказательства общебиологических закономерностей в живой природе и особенно для выявления экологических закономерностей в жизни растений в структуру пришкольного участка был введен новый отдел - отдел экологии. В нем все коллекции и опыты осуществляются на примере местных дикорастущих видов. Например, коллекции: «Страницы Красной книги», «Ранневесенние растения», «Осеннецветущие растения», «Популяции вида», «Жизненные формы», «Экологические группы», «Растения широколиственного леса», «Растения смешанного леса», «Растения темнохвойного леса», «Водные растения»; опыты: влияние различных абиотических и биотических факторов, зарастание дарвиновских площадок, заселение искусственного водоема и др.

Рис. 1. Примерный план школьного учебно-опытного участка 2

ОТДЕЛ ПОЛЕЗНЫХ РАСТЕНИЙ (А):
I – пар;
II – злаки;
III – травы;
IV – прядильные и масличные растения;
V – пропашные;
VI – эфирномасличные и лекарственные;

VII – модели севооборотов;
VIII – метеорологическая станция.

ОТДЕЛ ОВОЩНЫХ РАСТЕНИЙ (Б):
– парники;
– компост;
I – листовые культуры;
II – плодовые;
III – корнеплоды;
IV – бобовые;
V – многолетние культуры;
VI – инвентарный сарай.

ПЛОДОВО-ЯГДНЫЙ ОТДЕЛ (В):
1 – питомник 1, 2, 3 и 4-го годов;
2 – земляника;
3 – ягодные культуры;
4 – вишни и сливы;
5 – яблони приземленные, кустовые и штамбовые;
6 – ульи;
7 – дендрологическая коллекция.

ОТДЕЛ ДЕКОРАТИВНЫХ РАСТЕНИЙ (Г):
1 – однолетние растения;
2 – многолетние растения;
3 – родина растений;
4 – аудитория.

ОТДЕЛ БИОЛОГИИИ РАСТЕНИЙ (Д):
1 – семейства; 11 – дарвиновская площадка;
2 – хвойные и споровые растения; 12 – тимирязевский домик;
3 – весенние растения; 13 – разрез почвы;
4 – морфология растений; 14 – ящики с корневыми
5 – цветочные часы; системами;
6 – цветочный календарь; 15 – введение дикорастущих
7 – приспособленность; растений в культуру;
8 – альпийская горка; 16 – водоем.
9 – дикорастущие полезные растения;
10 – опыты по обшей биологии; З.О. – зоологический отдел

Рис. 2. Примерный план отдела экологии на школьном участке

1 - осеннецветущие; 2- раннецветущие растения; 3- широколиственные; 4 - мелколиственные леса; 5 - альпийская горка; 6- влаголюбивые (цифрами обозначена глубина цементированного дна); 7 - луговые; 8 - жизненные формы (по классификации И. Г.Серебрякова). На остальных делянках представлены экологические опыты: 9 - дарвиновские площадки разных сроков закладки (9а - зарастание черного пара); 10 - искусственный водоем как пример водной дарвиновской площадки; 11 - влияние вытаптывания на рост и развитие растений (Оп - опыт, К - контроль); 12 - зарастание костровища; 13 - зарастание мусорной кучи; 14 - выявление площади фитогенного поля (щучка, полынь, пижма, синюха); 15 - фитогенное влияние растений (хрен среди посевов тимофеевки); 16 - влияние структуры почвы на рост и развитие растений (П - песок, Гл - глина); 17- горка с тремя опытами: влияние влажности на суккуленты (С), на мезофиты (М) и влияние экспозиции (Экс); 18 - влияние цветных тентов на рост и развитие растений (Кр - красный тент, Сн - синий, Б - белый); 19- широколиственные деревья; 20 - мелколиственные деревья; 21 - кустарники; 22 - кустарнички; 23 - посевы семян; 24 - посадки отдельных растений. Штриховкой показаны делянки с коллекциями растений

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ

Работа учащихся на школьном участке проводится за счет времени, отводимого учебным планом на трудовое обучение. В каждом классе создают звенья из 5- 6 человек, возглавить которые могут юнные биологи. Звеньевой руководит работой ребят, отвечает за ведение дневника, за работу в целом и полученные результаты. Такая структура экономит время на проведение организационной работы (выдачу инвентаря, определение рабочего места и т. п.), что в значительной степени помогает учителю осуществлять общее руководство учащимися.
За каждым звеном закрепляется земельный участок (делянки), необходимый для проведения опытов. Класс, зная тему занятия, выходит на участок вместе с учителем согласно учебному расписанию, каждое звено выполняет назначенную ему работу, причем ребята должны научиться всем видам работ, постепенно меняя операции. Очень важно подготовить учащихся к осмысленному выполнению каждой операции. Для этого необходимо провести инструктаж, показать, как правильно выполнять приемы отдельных видов работ, обучить детей культуре труда и рациональному использованию времени с соблюдением техники безопасности; напомнить им о биологических особенностях растений и их агротехнике, направленной на создание благоприятных условий для жизни растений.
Практические уроки в расписании учебных занятий желательно поставить последними, так как физический труд снимает умственную усталость учащихся и позволит им довести работу до конца.
Основным содержанием труда учащихся на школьном участке является опытническая работа. Опыты проводятся со всеми возделываемыми на делянках растениями. Тематика опытов - самая разнообразная, но темы должны быть доступны для детей и непременно связаны с прохождением учебной программы. Успех в выполнении опытов зависит прежде всего от учителя биологии. Хороший руководитель может сделать содержание труда на участке интересным, а работу увлекательной. И наоборот, при неправильной или неумелой организации вместо любви к природе и сельскому хозяйству можно не только вызвать равнодушие, но даже и отвращение к ним.
Важно, чтобы каждый учащийся еще зимой начал готовиться к проведению опыта. Он должен прочитать рекомендованную литературу, познакомиться с биологическими особенностями того растения, которое будет использовано в опыте, наметить примерные сроки выполнения агротехнических мероприятий. При этом нельзя допускать чрезмерной опеки со стороны учителя, например, давать готовую задачу и схему опыта. Школьники должны сами активно участвовать в разработке плана работы.
Перед началом опытнической работы учащихся надо познакомить с основными условиями проведения экспериментов:
1) каждый опыт размещается на двух делянках - опытной и контрольной. (Некоторые темы, например, «Выращивание высоких урожаев» или «Ускоренное размножение ценного сорта или культуры» не требуют контрольных делянок.) Условия на этих делянках должны быть абсолютно одинаковыми, кроме одного - изучаемого. Например, в опыте по испытанию влияния нового микроудобрения на урожайность определенной культуры на контрольной делянке эту культуру выращивают по передовой агротехнике, но без внесения микроудобрений, а на опытной делянке - по той же агротехнике, но с внесением новых микроудобрений. Для получения более точных результатов каждый вариант опыта закладывается в нескольких повторностях;
2) размеры и форма (лучше прямоугольная или квадратная) контрольной и опытной делянок должны быть одинаковыми.
Это даст возможность точнее учесть величину урожая. Размеры делянок (от 2 до 50 м 2) зависят от темы опыта, культуры и общей площади участка;
    вокруг каждой делянки с посевами необходимо разместить защитные полосы из этих же растений, что создаст на делянке однородные условия;
    поверхность участка - ровная, без впадин, расположена на некотором расстоянии от построек.
На всех делянках с культурными растениями примерная схема опыта будет одинаковой. Ведущая тема для работ на школьном участке, касающаяся всех культур,- изучение сортового разнообразия;
Столь же актуальны темы «Получение высоких урожаев», «Влияние на урожайность определенной культуры способов обработки семян или различных подкормки». Не менее интересны темы, посвященные семенному и вегетативному размножению растений. Такая тема будет развиваться по следующей схеме, если взять, например, в качестве объекта изучения черную смородину: а) размножение одревесневшими черенками (заготовка черенков, их хранение, подготовка почвы, посадка, уход с фиксацией в дневнике характера развития), б) выращивание высокого урожая смородины (выбор участка, подготовка почвы, посадка, уход, формирование куста, уборка урожая).
На примере крыжовника легко рассмотреть такие способы вегетативного размножения, как горизонтальные, дуговидные и вертикальные отводки.
Интересный материал можно получить при изучении декоративных культур. Например, взять флоксы и их размножение. Здесь обширный материал дают различные способы вегетативного размножения этих растений: делением куста, стеблевыми черенками, листовыми с пазушной почкой, корневыми черенками и корневыми отпрысками, традиционный способ - семенами.
В группе овощных растений простейшим будет опыт с лукой. Лук репчатый имеет трехгодичный цикл: в первый год из семян (чернушки) получают луковички. Это лук севок, из которого на второй год получают луковицы товарного качества. На третий год луковицы вступают в пору плодоношения и дают свежие семена (чернушки). Лук можно размножить и вегетативным путем.
Как видим, тем для проведения опытов - великое множество. Все зависит от интересов самих учащихся, учителя, школы, а возможно, и запросов местных хозяйств.
За подопытными посевами следует регулярно проводить наблюдения: вести дневник, учитывать урожай и оформлять результаты. Полученные данные нуждаются в статистической обработке.

                ПРИМЕРНАЯ ФОРМА ДНЕВНИКА

ДНЕВНИК
Звена № учащихся классов, школы р-на
« » 200 г.
Состав звена с указанием фамилии звеньевого
Тема опыта
Цель проведения опыта
Схема опыта, варианты
Размер участка под опытом (в кв. м), площадь каждой делянки и число повторностей
описание участка (рельеф и почвы, засоренность, какая культура предшественник, какие удобрения вносились) *
Чертеж-схема расположения делянок и повторностей
Биологические особенности подопытной культуры*
Календарный план работы по проведению опыта*
наименование работы, как выполнять, срок выполнения
потребуется семян, удобрений
наблюдения за растениями*
дата что наблюдать на опытных и контрольных делянках
дневник работы*

дата, как выполнена работа, оценка работы
уборка и учет урожая*
время уборки, вариант опыта на делянке, урожай, качество урожая
какой наглядный материал (учебное пособие) изготовлен для школы
какая общественно-полезная работа выполнялась в течение года*
заключение учителя и общая оценка работы
(звездочкой отмечены разделы, на которые следует отвести несколько страниц)

М.П Подпись учителя
Директ ора школы

С момента закладки опыта и до его завершения ученик последовательно должен отмечать в дневнике (см. примерную форму) все работы, которые он проводит, и результаты опыта. После уборки урожая необходимо его величину пересчитать на 1 га и дать заключение о результатах работы, выводы и рекомендации.
Дневник – документ, по которому осенью школьники отчитываются о своей работе и получают оценку. Осенью подводят итоги, устраивают праздник урожая, к которому обычно приурочена выставка работ ребят (экспонаты, гербарий, дневники, описание результатов опытов). Часть материала идет на оформление и пополнение коллекций биологического кабинета.

ПРИМЕР ОРГАНИЗАЦИИ ВЕСЕННЕ-ЛЕТНИХ РАБОТ УЧАЩИХСЯ НА ШКОЛЬНОМ УЧЕБНО-ОПЫТНОМ УЧАСТКЕ

Наш 3 учебно-опытный участок является основной базой для ознакомления учащихся с элементами сельскохозяйственного производства и широко используется в процессе изучения основ биологии. Общая площадь участка - около 1,5 га. Участок имеет следующие разделы:
    Семипольный полевой севооборот 400 кв.м.
    Четырехпольный овощной севооборот 400 »
    Коллекционный участок 580 »
    Питомник 340 »
    Сад 4600 »
    Ягодник 600 »
    Цветник 350 »
    Отдел декоративных растений 2000 »
    Защитная полоса 2000 »
    Парники 10 рам,
    Зоологический отдел - крольчатник 100 кв. м.
    Участок начальных классов 100 »
    и т.д.................

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Большежировская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза Леонида Васильевича Лукьянчикова»

Фатежского района Курской области

Утверждено приказом МБОУ «Большежировская средняя общеобразовательная школа» от августа 2014г. №

Директор школы_______________/Л.Т.Монастырев/

Пришкольный УОУ

Учитель

Медведева Наталья Степановна

2014-2015 уч. год

Пришкольный участок МБОУ «Большежировская СОШ»

План работы на участке в 2014-2015 уч.году.

Январь

Подготовка почвы под рассаду.

Февраль

Подготовка ящиков для рассады.

Посев и выращивание рассады

Март

Подготовка инвентаря.

Посев и выращивание рассады

Апрель

Подготовка инвентаря.

Май

Обработка почвы: вскапывание, подготовка грядок.

Высадка семян цветочно-декоративной культуры в грунт.

Посадка овощных культур и уход за ними.

Июнь

Уход за овощными

культурами: полив, прополка.

Июль

Уход за овощными культурами.

Август

Срезка и сушка зелёной культуры.

Сентябрь

Уборка моркови, свёклы, кабачков.

Сушка и заготовка семян

Октябрь

Уборка растительных остатков с грядок.

Обработка почвы.

Срезание старых веток плодово-ягодных культур

Вспашка земли

Ноябрь

Уборка и чистка УОУ Приведение в порядок всего садового инвентаря.

Декабрь

Составление перспективного плана:

сорта для посадки, севооборот.

Цели и задачи работы на пришкольном учебно-опытном участке

а) Развивать практические навыки и умения ухода за культурными растениями, обобщить знания учащихся об агротехнике полевых культур;

б) закрепить и обобщить на практике теоретические знания о растениях, полученные в курсе школьного курса биологии;

в) способствовать профессиональной направленности учащихся;

г) приобрести раздаточный и гербарный материал для уроков биологии;

д) снабдить школьную столовую овощами;

е) способствовать развитию трудового, эстетического, физического и нравственного воспитания.

Ожидаемые результаты:
1. Повышение уровня развития экологических ценностей у школьников, проявляющихся ориентированной деятельности охраны окружающей среды.
2.Расширение видового разнообразия растений на пришкольном участке для повышения образовательной среды.
3.Создание списка растений наиболее приспособленных к сельским условиям.
4. Использование пришкольного участка на уроках биологии, географии, труда.

Краткая характеристика опытного участка.

Общая площадь –0,25га.

Год организации участка –1999г.

Заведующая участком Медведева Н.С.

Наличие отделов.

Отдел овощных культур.

Корнеплоды - морковь, свекла

Корнеплоды - картофель

Корнеплоды

Зелень,бобовые

Корнеплоды - картофель

Цветочно-декоративный отдел. Площадь -15 м кв

Многолетники

Семейство

Сорт

Сложноцветные

Лилейные

Амариллисовые

Ирисовые

Синюховые

Лилия тигровая,

ландыш майский,

ирис фиолетовый

Двулетники, однолетники

Семейство

Сорт

Сложноцветные

Сложноцветные

Сложноцветные

Сложноцветные

Сложноцветные

Сложноцветные

Норчниковые

Бархатцы распростертые

Подсолнечник

Ноготки лекарственные

георгины

Цинния изящная

Львиный зев

Золотой шар

Отдел начальных классов. Площадь – 60м кв

Перечень культур по классам

1класс

2класс

3класс

4 класс

укроп, лук, петрушка, сельдерей, и др.

Растения из группы корнеплодов: свекла, морковь, редис.

Растения бобовых- фасоль

Растения пасленовых- томаты

Растения из сем. тыквенные: огурец, тыква, кабачки т.д.

Цветы - многолетники

Плодово-ягодный отдел.

Яблони посажены в 2000 году.

Группа культур

Культуры

Сорт

Семечковые

(сем. Розоцветные)

Антоновка

Косточковые

(сем. Розоцветные)

(сем. Розоцветные)

Владимирская

3деревьев

5деревьев

Ягодники

Смородина черная

(сем. Крыжовниковые)

Смородина красная

(сем. Крыжовниковые)

Опытническая работа на УОУ.

При организации работы на УОУ важно правильно организовать интересные опыты. Каждый год на УОУ ставится 2-3 опыта. При этом учитываем:1) какой опыт и в каких классах, какой культурой будет ставиться; 2) на контрольной делянке и на делянке, где будет проводиться опыт должна быть одинаковая земляная смесь; 3) контрольная и опытническая делянка должны находиться рядом, форма и площадь должны быть одинаковыми;4) для более простых опытов нужна одна делянка для контроля и одна делянка для опыта.5) площадь делянки для опытов зависит от возраста учащихся, от культуры, которая взята для опыта, зависит от площади УОУ.

Вместе с проведением опыта учащиеся ведут наблюдения

Ход работы и фенологические особенности записываются в дневник наблюдений.

В 2014 -2015 уч.году планируем провести следующие опыты:

В начальных классах:

1. Влияние густого и не густого посева семян редиса, и определение влияния такого посева на урожай. (2 класс)

2.Посев набухших и сухих семян тыквы, и определение влияния такого посева на урожай (4 класс)

3. Посев мелких и отборных зёрен фасоли, определение урожайности таких семян. (3 класс)

4. Посев однолетних цветов в разное время и определение сроков созревания их семян. (1 кл.)

В 5-7 классах:

1. Посев семян однолетних цветов и определение сроков созревания их семян. (6 класс)

2. Наблюдение за развитием картофеля, посаженного целыми клубнями, верхушками клубней, глазками и отростками. (7 класс)

Весной до начала опытов, тему и ход опытов заведующая УОУ объясняет учащимся и учителям, которые проводят летнюю практику на УОУ. Для фенологических наблюдений, по желанию, выбирается 2-3 ученика.Они в тетрадях записывают температуру, направление ветра и осадки. При описании опыта используются эти наблюдения. Они нужны для того, чтобы объяснять почему урожай этой или иной культуры высокий или низкий, почему в этом году много сорняков, болезней или вредных насекомых и др.

Эти опыты помогают учащимся использовать теоретические знания на практике, развивают любовь к труду.

Некоторые культурные растения ученики и учителя используют при проведении уроков природоведения, биологии, технологии в виде гербарных материалов, высушенных семян, колосья полевых культурных растений, корнеплоды и др.

Назначение УОУ, его структура.

1. Учебно-опытный участок создается для проведения в 1-8 классах учебных занятий по трудовому обучению, уроков по природоведению, биологии, организации общественно полезного, производительного труда, внеклассной юннатской, опытнической, природоохранительной работы.

2. На учебно-опытном участке школы организуются отделы: начальные классы, биология растений (5-8 кл.), цветник, овощной, плодово-ягодный. Площадь каждого отдела определяется руководством школы с учетом местных условий и количества учащихся, привлекаемых к работе.

3. Отдел начальных классов основных и средних школ состоит из делянок, на которых учащиеся 1-4 классов выращивают культуры в соответствии с программой по труду.

4. В отделах полевых и овощных культур выращиваются в системе севооборотов важнейшие культуры данной зоны. Отдел плодово-ягодных культур состоит из сада, ягодников. В цветочно-декоративном отделе выращиваются однолетние, двулетние и многолетние цветочно-декоративные растения. В коллекционном отделе выращиваются типичные представители основных сельскохозяйственных и систематических групп растений, распространенные лекарственные, медоносные растения, новые для данной местности культуры.

5. В производственном отделе выращиваются овощи, фрукты и ягоды для школьной столовой.

6. В подсобном помещении хранятся сельскохозяйственный инвентарь, аптечка с необходимыми для оказания первой помощи медикаментами и перевязочными материалами. В непосредственной близости от подсобного помещения устанавливается противопожарный инвентарь.

7. Учебно-опытный участок обеспечивается сельскохозяйственным инвентарем в соответствии с типовыми перечнями учебно-наглядных пособий и учебного оборудования для общеобразовательных школ, утверждаемыми Министерством образования.

8. Вокруг участка создается естественная(из зеленых насаждений) изгородь.

9. Сельскохозяйственная продукция, выращенная на учебно-опытном участке используется для организации питания учащихся в школьной столовой.

10. Основными направлениями деятельности учащихся на участке являются выращивание культур, наблюдение за их ростом и развитием, проведение сельскохозяйственных опытов в соответствии с программами трудового обучения, природоведения, биологии, кружковых занятий. Для работы на участке из учащихся каждого класса формируются звенья.

11. Учащиеся работают на участке в процессе трудового обучения, изучения природоведения, биологии. На участке организуются общественно полезный, производительный труд, трудовая практика школьников. Внеклассная юннатская, опытническая и природоохранительная работа. Режим труда учащихся на учебно-опытном участке устанавливается с учетом Положения об организации общественно полезного, производительного труда учащихся общеобразовательных школ, правил по охране труда при работе.

12. Работа учащихся на участке организуется в соответствии с планом, являющимся составной частью плана учебно-воспитательной работы школы. В него целесообразно включить такие разделы:

Планировка территории учебно-опытного участка (размещение отделов, полей севооборотов, их площадь, распределение территории участка между классами, звеньями, кружками).

Содержание и организация работы (перечень растений, возделываемых на участке -тематика наблюдений и опытов, распределение опытов между классами, звеньями, кружками; список изготавливаемых учебно-наглядных пособий; календарные сроки и порядок выполнения учащимися работ, в процессе общественно полезного,производительного труда, в том числе в период летних каникул).

Руководство работой учащихся на участке (закрепление учителей, классных руководителей за отделами участка. График их работы в период летних каникул).

Материальное обеспечение работы На участке(определение потребности в инвентаре, оборудовании, удобрениях, посевных и посадочных материалах, кормах для животных и пр.)

13 . Ежегодно в начале учебного года подводятся итоги работы на участке.

14. Директор школы несет ответственность за состояние учебно-опытного участка, осуществляет общее руководство на нем. Он вместе с педагогическим работником школы ответственным за организацию общественно полезного, производительного труда, трудового обучения и профессиональной ориентации учащихся, обеспечивает: расстановку учителей, классных руководителей..

15. Непосредственное руководство работой на участке (включая летнее время) осуществляет заведующий УОУ, назначаемый директором школы, как правило, из числа учителей биологии. Заведующий несет ответственность за состояние участка и содержание работы на нем, за его обеспечение посевными и посадочными материалами, кормами, оборудованием и инвентарем; инструктирует учителей, воспитателей, привлекаемых к работе на участке; обеспечивает соблюдение санитарно-гигиенических норм, правил охраны труда и техники безопасности, а также правил пожарной безопасности.

16. Заместитель директора по хозяйственной части принимает меры по своевременному обеспечению учебно-опытного участка инвентарем, посевными и посадочными материалами, водой для полива растений. Он организует хранение и реализацию продукции, полученной на УОУ, охрану участка.

17 . Учителя, привлекаемые к руководству занятиями, трудом обучающихся на УОУ, обучают их правильным и безопасным приемам работы, обеспечивают соблюдение школьниками правил техники безопасности и санитарно гигиенического режима, а также осуществляют надзор за исправным состоянием и безопасной эксплуатацией оборудования, инвентаря.

18. Доходы, связанные с работой учащихся по выращиванию растений на УОУ, планируются и учитываются по сметам спец средств.

Правила по охране труда при работе на школьном учебно-опытном участке

Правила по технике безопасности при работе на школьном учебно-опытном участке:

1. На школьном учебно-опытном участке категорически запрещается посадка колючих кустарников и ядовитых растений.

2. На школьном учебно-опытном участке ученики работают в рабочей форме и перчатках.

3. При переноске заостренных орудий (лопат, грабель, вил) с места хранения на учебно-опытный участок учащиеся должны держать их вертикально, рабочей частью вниз, во избежание нанесения травм другим обучающимся.

4. Сельскохозяйственные орудия должны соответствовать возрасту и росту обучающихся. Рабочая часть лопат должна быть небольшой, ручки их следует делать легкими; длина ручек лопат должна быть различной - с учетом роста учащихся разных возрастных групп.

5. Предпочтительно применять на школьном учебно-опытном участке лейки небольших размеров вместимостью до 4 л. Если школа располагает только большими стандартными лейками, необходимо следить за тем, чтобы учащиеся во время работы наливали в них воду объемом не более 1/3 вместимости.

6. Продолжительность работы учащихся на школьном учебно-опытном участке устанавливается в соответствии с их возрастом. Учащиеся IV - V классов работают на участке 2 часа, с 10-минутными перерывами через каждые 20 минут. Во время каждого занятия необходимо разнообразить виды деятельности учащихся, переключая звенья с одних видов работы на другие.

7. Обучающимся до 15 лет запрещается подъем и переноска тяжестей с помощью носилок, ведер и т.д.

8. Перед началом каждого занятия учитель проводит инструктаж обучающихся с обязательным показом приемов работы, позволяющих обеспечить правильную позу во время трудового процесса, оптимальные ритм и нагрузку в работе мышц, а также предупреждающих возможный травматизм.

9. Очистка почвы от засоряющих ее посторонних предметов (камней, осколков стекла, обломков металла и т.д.) проводится с помощью лопат, грабель, мотыг. Проводить такие работы руками запрещается.

10. В каждом конкретном случае учитель, руководящий работой школьников на участке, обязан инструктировать детей, как пользоваться сельскохозяйственными орудиями, чтобы не нанести повреждений ни себе, ни окружающим.

11. Обучающимся, работающим на школьном участке, категорически запрещается какая-либо работа с ядохимикатами, инсектицидами и гербицидами. В случае крайней необходимости опрыскивание или опыливание растений проводится взрослыми (учителями, техническим персоналом) в отсутствие детей, которые затем в течение 5 суток на участок не допускаются.

12. Во время работы на школьном учебно-опытном участке нельзя разрешать обучающимся проводить прополку руками. Для этого используются мотыги, рыхлители. Учащиеся при выполнении таких работ во избежание загрязнения рук землей обязательно должны защищать их перчатками или рукавицами.

13. Численность учеников, работающих одновременно на учебно-опытном участке, не должна превышать 10 обучающихся. В течение всего времени занятий на школьном учебно-опытном участке учитель, руководящий этой работой, должен присутствовать на таких занятиях и обеспечить наблюдение за выполнением учащимися правил охраны труда.

Новое на сайте

>

Самое популярное