Домой Расчеты Что такое должностной оклад и его отличие от тарифной ставки.

Что такое должностной оклад и его отличие от тарифной ставки.

размер шрифта

ПРИКАЗ ФСКН РФ от 28-08-2008 270 (ред от 23-03-2009) ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РАЗМЕРОВ ДОЛЖНОСТНЫХ ОКЛАДОВ (ТАРИФНЫХ СТАВОК) РАБОТНИКОВ... Актуально в 2018 году

Приложение 1. РАЗМЕРЫ ДОЛЖНОСТНЫХ ОКЛАДОВ ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ КВАЛИФИКАЦИОННЫМ ГРУППАМ ОБЩЕОТРАСЛЕВЫХ ДОЛЖНОСТЕЙ РУКОВОДИТЕЛЕЙ, СПЕЦИАЛИСТОВ И СЛУЖАЩИХ

Профессиональная квалификационная группа "Общеотраслевые должности служащих первого уровня"

Квалификационные уровни
1 квалификационный уровень Делопроизводитель 3010
Кассир 3010
Кодификатор 3010
Комендант 3010 - 3501
Экспедитор по перевозке грузов 3010 - 3153
2872 - 3153
2 квалификационный уровень Должности служащих 1 квалификационного уровня, по которым может устанавливаться производное должностное наименование "старший" 3010 - 3501
Квалификационные уровни Должности, отнесенные к квалификационным уровням Должностной оклад (рублей в месяц)
1 квалификационный уровень Администратор 3153 - 4269
Диспетчер 3153
Инспектор по кадрам 3153
Лаборант 3153
Техник 3153
Строка - Исключена.
(в ред. Приказа ФСКН РФ от 23.03.2009 N 133 )
Художник 3885
Другие должности, приравненные к квалификационному уровню 3153 - 3885
(в ред. Приказа ФСКН РФ от 23.03.2009 N 133 )
2 квалификационный уровень Заведующий складом 3010 - 3153
Заведующий хозяйством 3010 - 3153
Старший администратор 4269 - 4379
Старший диспетчер 3501
Старший инспектор 3501
Старший лаборант 3501
Техник II категории 3501
Другие должности, приравненные к квалификационному уровню 3010 - 3885
3 квалификационный уровень Заведующий общежитием 3501 - 6245
Заведующий производством (шеф-повар) 3885 - 6245
Заведующий столовой 4269 - 6747
Техник I категории 4269 - 4379
Товаровед I категории 4379 - 4809
Строка - Исключена.
(в ред. Приказа ФСКН РФ от 23.03.2009 N 133 )
Художник I категории 4379 - 4809
Другие должности, приравненные к квалификационному уровню 3885 - 4809
(в ред. Приказа ФСКН РФ от 23.03.2009 N 133 )
4 квалификационный уровень Мастер участка 3885 - 5275
Механик 3885
Другие должности, приравненные к квалификационному уровню 3885 - 5275
(в ред. Приказа ФСКН РФ от 23.03.2009 N 133 )
5 квалификационный уровень Начальник гаража 4379 - 7250
Начальник участка 4269 - 6245
Другие должности, приравненные к квалификационному уровню 4269 - 6245
(в ред. Приказа ФСКН РФ от 23.03.2009 N 133 )

Профессиональная квалификационная группа "Общеотраслевые должности служащих третьего уровня"

Квалификационные уровни Должности, отнесенные к квалификационным уровням Должностной оклад (рублей в месяц)
1 квалификационный уровень Бухгалтер 3501
Документовед 3885
Инженер 3885
Строка - Исключена.
(в ред. Приказа ФСКН РФ от 23.03.2009 N 133 )
Специалист по кадрам 3501 - 4379
Психолог 3885
Инженер-программист (программист) 3885 - 4269
(в ред. Приказа ФСКН РФ от 23.03.2009 N 133 )
Инженер-технолог (технолог) 3885 - 4269
(в ред. Приказа ФСКН РФ от 23.03.2009 N 133 )
Инженер по охране труда 3885
(в ред. Приказа ФСКН РФ от 23.03.2009 N 133 )
Другие должности, приравненные к квалификационному уровню 3501 - 3885
(в ред. Приказа ФСКН РФ от 23.03.2009 N 133 )
2 квалификационный уровень Бухгалтер II категории 3885 - 4269
Документовед II категории 4269 - 4379
Инженер II категории 4269 - 4379
Инженер-программист II категории (программист II категории) 4379 - 4809
(в ред. Приказа ФСКН РФ от 23.03.2009 N 133 )
Инженер-технолог II категории (технолог II категории) 4379 - 4809
(в ред. Приказа ФСКН РФ от 23.03.2009 N 133 )
Другие должности, приравненные к квалификационному уровню 3885 - 4379
(в ред. Приказа ФСКН РФ от 23.03.2009 N 133 )
3 квалификационный уровень Бухгалтер I категории 4379 - 4809
Документовед I категории 4379 - 4809
Инженер I категории 4379 - 4809
Экономист I категории 4379 - 4809
Другие должности, приравненные к квалификационному уровню 4379 - 4809
Инженер-программист I категории (программист I категории) 5275 - 5778
(в ред. Приказа ФСКН РФ от 23.03.2009 N 133 )
Инженер-технолог I категории (технолог I категории) 5275 - 5778
(в ред. Приказа ФСКН РФ от 23.03.2009 N 133 )
4 квалификационный уровень Ведущий бухгалтер 5275 - 5778
Ведущий документовед 5275 - 5778
Ведущий инженер 5275 - 5778

Наша организация в связи с простоем выплачивает сотруднику 2/3 должностного оклада. Сотрудник работает в Уральском регионе. Нужно ли при оплате простоя начислять уральский коэффициент на 2/3 оклада?

Размер районного коэффициента и порядок его применения для расчёта заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливает Правительство РФ (ст. 316 ТК РФ). Однако соответствующий нормативный правовой акт пока не принят. До его издания следует применять ранее утверждённые нормативные правовые акты, включая документы бывшего СССР (ст. 423 ТК РФ). Как отметил Роструд в Письме от 23.06.2006 № 946-6, использовать их можно лишь постольку, поскольку они не противоречат Трудовому кодексу.

Районный коэффициент начисляется к заработной плате без какого-либо ограничения её максимального размера. В зарплату, на которую начисляется этот коэффициент, включаются все выплаты в пользу работающих лиц, носящие характер заработной платы, в том числе вознаграждения за выслугу лет и вознаграждения по итогам работы за год.

В зарплату, на которую начисляется районный коэффициент, не включаются суммы следующих выплат в пользу работников:

— надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в Архангельской области, Республике Коми, в иных районах и местностях, где в соответствии с действующим законодательством предусмотрено установление надбавок к заработной плате;

Среднего заработка (в этом случае районный коэффициент уже учтён при исчислении среднего заработка);

Полевого довольствия;

Материальной помощи (объясняется это тем, что данная выплата не отнесена к выплатам по оплате труда, на которые начисляется районный коэффициент, при этом в отдельных случаях на материальную помощь коэффициент все же начисляется);

Премий, носящих единовременный характер и выплачиваемых не из фонда заработной платы;

Вознаграждений за изобретения и рационализаторские предложения;

Прочих выплат, не относимых в установленном порядке к заработной плате.

Суммы оплаты простоя относятся к выплатам по оплате труда (заработной плате), а потому на них необходимо начислять районный коэффициент. Сказанное касается только тех сумм оплаты простоя, которые в соответствии со ст. 157 ТК РФ исчисляются в размере, кратном должностному окладу (две трети оклада и т.п.).

Если суммы оплаты простоя исчисляются исходя из среднего заработка работника (две трети средней заработной платы и т.п.), районный коэффициент на них начисляться не должен. Объясняется это тем, что суммы районного коэффициента будут учтены при расчёте среднего заработка.

– это минимальный фиксированный размер платы за труд, и нужно понимать, что такая выплата не может быть нормирована. Как правило, ниже должностного оклада за фактически отработанное время работодатель платить своему работнику просто не имеет права.

При этом не следует путать должностной оклад с общим размером заработной платы. Последняя всегда будет выше из-за наличия различного рода дополнительных и компенсационных выплат.

Где применяется должностной оклад

В процесс расчета минимального размера платы за труд сегодня применяются два базовых понятия:

  1. Должностной оклад.
  2. Тарифная ставка.

Как правило, применение должностных окладов как минимального уровня оплаты целесообразно в тех случаях, когда невозможно установить объективные критерии выполненной сотрудником работы. Такая система оплаты применяется относительно инженерных, экономических, юридических, большинства технических специальностей.

При этом, чтобы правильно устанавливать разрывы между различными профессиональными группами высококвалифицированных специалистов, для установления «вилок» и разрывов между должностными окладами учитывают:

  • сложность выполняемых действий;
  • объем возложенных на конкретного сотрудника обязательств;
  • требования к качеству конечного результата;
  • необходимый (обычно минимальный) уровень квалификации потенциального сотрудника.

Чтобы оценить сложность работы, работодателю придется учитывать наличие высокотехнологического оборудования, инструментов, сложность имеющихся технологических процессов, множественность выполняемых действий, уровнем самостоятельности специалиста во время принятия решений, а также степень ответственности за конечный результат.

В процессе оценки объема работы, которую необходимо выполнить, учитывается не только физические затраты энергии, но также объем необходимых умственных сил. Весь расчет выполняется исходя из нормальной продолжительности рабочего времени, на протяжении которого работник будет обязан выполнять возложенные на него функции.

Касательно требований к конечному результату – чем они выше, тем больше степень затрат физической и умственной энергии, необходимость быть предельно внимательным, осторожным, выполнять дополнительные проверочные действия перед тем, как конечная работа будет сдана на проверку. Не удивительно, чем выше уровень таких затрат, тем больше компенсации захочет сотрудник.

Практически все работодатели стараются взять на работу «готового» квалифицированного специалиста с образованием, опытом работы, отточенными навыками. За это сразу готовы хорошо платить. Главное, чтобы потенциальный соискатель удовлетворял требования своих нанимателей.

Помните, должностной оклад, как минимальный размер платы за труд применяется в случаях, когда оценить и объективно сравнить количество, качество, сложность работы не представляется возможным.

Соотношение с заработной платой

Как оклад соотносится с зарплатой

Оклад – это не вся , а только ее составная часть. Нужно понимать, что на законодательном уровне классическая структура заработной платы состоит из трех основных элементов:

  1. Базовая оплата. По сути, это и есть полагающийся работнику должностной оклад либо рассчитанная за период работы тарифная ставка. Ниже базового уровня оплаты труда (за вычетом налогов), работодатель выплачивать своим работникам не имеет права.
  2. Компенсационный уровень оплаты. В эту категорию относятся все полагающиеся сотруднику выплаты за дополнительный труд, нетипичные условия работы, отличающиеся от нормальных, оплату за выполнение своих обязанностей в сложных климатических и погодных условиях, а также иные, предусмотренные законодательными и локальными документами выплаты.
  3. Стимулирующие выплаты. Сюда относят все «плюшки», которыми работодатель задабривает своих работников, подстегивая их добросовестно выполнять и перевыполнять различные плановые показатели. Обычно это месячные, квартальные, разовые премии, разнообразные надбавки, доплаты, иные вознаграждения.

Как правило, чтобы стимулировать сотрудника эффективно выполнять возложенные на него функциональные обязанности, работодатели стараются увеличивать разрыв между базовым окладом и полагающимися сотруднику стимулирующими и компенсационными выплатами.

Обычно такой подход ориентирован на конечный результат (например, в юридической сфере, когда премия выплачивается за выигранное дело). В таких компаниях должностной оклад может составлять 20 – 25% от конечного уровня заработной платы.

В то же время отдельные категории работников изначально являются высоко востребованными и высокооплачиваемыми. Им не нужно что-то доказывать, куда-то гнаться, кого-то побеждать. Главное, чтобы все выполнялось планомерно.

К таким сотрудникам можно отнести, к примеру, программистов, работников ИТ-сферы. В их случае должностной оклад составляет порядка 90% от всей заработной платы.

Помните, конкретные оклады, ставки, системы оплаты труда, разнообразие стимулирующих выплат обычно устанавливаются работодателем через коллективный договор.

Порядок расчета

Как устанавливаются должностные оклады

Даже с учетом перечисленных выше факторов установление конкретных вилок должностных окладов – дело довольно трудоемкое и сложное. Особенно в организациях, имеющих многоступенчатую систему управления. Обычно, чтобы распределить должностные оклады по рангам, требуется выполнить некоторые подготовительные действия.

Для начала нужно определить общий уровень фонда оплаты труда, который компания выделяет на своих работников. Из этого фонда далее нужно (обычно это делается расчетным путем) выделить сумму денежных средств из расчета в среднем на месяц, которую необходимо будет выплачивать сотрудникам в качестве должностных окладов.

Для этого по имеющейся системе обсчитывается наличие компенсационных и стимулирующих выплат. Тут же потребуется рассчитать средний уровень должностного оклада.

На следующем этапе необходимо «разложить» имеющееся количество сотрудников различных уровней по своим рангам начиная с первого руководителя в виде пирамиды, которая будет разрастаться книзу.

Путем несложных вычислений вы сможете рассчитать объем денежных средств на каждый из рангов, а дальше просто разделить их на количество требуемых сотрудников на каждом ранге и, таким образом, установить средний уровень окладов.

После этого целесообразно внедрить «вилки», представляющие собой небольшие отступления в верхнюю и нижнюю сторону от среднего значения рассчитанного оклада. Тем самым в будущем вы получите возможность даже на одной должности стимулировать или наказывать сотрудников с одинаковым уровнем квалификации.

Помните, любой расчет должностных окладов должен опираться на экономически обоснованный размер фонда оплаты труда, сбалансированную структуру организации, а также предусматривать определенный резерв в случае необходимости что-то корректировать.

Не нужно забывать, что зарплатный фонд компании обычно составляет от 20 до 90% от всего денежного оборота. Поэтому к расчету должностных окладов стоит подходить со всей серьёзностью, чтобы не стать банкротом уже по итогам первого трудового месяца.

При этом расчёт оклада осуществляется без учета необходимости уплаты налогов. Их придется выплачивать либо с тела оклада (если больше ничего не запланировано насчитывать), либо с общего уровня получаемой работником заработной платы.

Как рассчитываются надбавки к окладу

Расчет надбавок к должностному окладу

Учитывая, что общая заработная плата включает в себя оклад, являющейся ее неизменной частью, расчет других составляющих, обычно выполняется в процентном соотношении к базовому окладу. Это означает, что компенсационные или стимулирующие выплаты будут напрямую зависеть от уровня должностного оклада.

К примеру, если общий размер премии работникам устанавливается на уровне 10% от должностного оклада, то инженер с окладом в 10000 рублей получит 1000 рублей премии, в то время как инженеру с окладом 15000 рублей будет полагаться 1500 рублей.

В некоторых случаях компенсационные, а также стимулирующие выплаты могут носить фиксированный размер. К примеру, плата за разъездной характер работы, командировочные выплаты в большинстве случаев одинаковы для всех сотрудников, невзирая на должности.

В то же время, если предусмотрены денежные премии к наградам (например, к грамотам, медалям, знакам и другим) они также будут одинаковыми для всех сотрудников компании.

К наиболее часто применяемым выплатам, рассчитываемым в процентном соотношении к должностному окладу, следует отнести:

  • месячная, квартальная премия;
  • надбавка за интенсивность труда;
  • регулярные ежемесячные стимулирующие выплаты за выслугу лет (преданность компании);
  • доплаты за временное выполнение работы отсутствующего коллеги;
  • различные региональные коэффициенты.

Фиксированные выплаты применяются в таких случаях:

  • оплачивается разъездной характер работы (один тип работы, невзирая на ранги и должности);
  • фиксированный размер премии за выполненную работу;
  • выплаты к праздникам;
  • поощрение награжденных сотрудников одинаковыми наградами.

Помните, фиксированный или процентный размер дополнительных зарплатных выплат за определенную работу устанавливается условиями коллективного договора в пределах имеющегося фонда оплаты труда.

Различия между тарифной ставкой и окладом

Хоть тарифная ставка и оклад считаются минимальными денежными гарантированными выплатами за труд, они имеют определенные различия. Тарифная ставка устанавливается для рабочих специальностей, где есть возможность четко нормировать количество и качество труда и конечного результата.

Должностной оклад устанавливается исходя из месячного периода работы, в то время как ставка рассчитывается за час работы. При выполнении различной по уровню квалификации работы уровень ставки может меняться (в большую сторону).

В случае применения тарифной ставки все и стимулирующие выплаты могут рассчитываться исходя из фактического уровня минимальной оплаты (суммированное количество ставок за норму часов в месяц) либо расчетной тарифной ставки (ставка умножается на месячную норму часов работы).

Тарифная ставка может «привязываться» к объемам и качеству выполняемой работы, в то время, как оклад – это минимально гарантированная выплата, которую получит штатный сотрудник за отчетный период.

Помните, применение тарифных ставок осуществляется к обычным рабочим категориям, где есть возможность четко подсчитать количество и качество выполненной работы.

Оклад, зарплата, компенсация, премия, надбавки: в чем разница, узнайте в этом видео:

Форма для приема вопроса, напишите свой

обеспечения престижности и привлекательности педагогической профессии;

обеспечения равной оплаты за труд равной ценности, в том числе при установлении размеров окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, выплат компенсационного и стимулирующего характера;

недопущения дискриминации - различий, исключений и предпочтений, не связанных с деловыми качествами и результатами труда работников, а также результатами деятельности организаций.

2.2. Одним из направлений достижения указанных целей при установлении системы оплаты труда является упорядочение структуры заработной платы работников организации, обеспечиваемое путем перераспределения средств, предназначенных на оплату труда (без учета районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях) с тем, чтобы на установление размеров окладов (должностных окладов), ставок заработной платы работников направлялось не менее 70 процентов фонда оплаты труда организации.

2.3. В целях обеспечения гарантий по оплате труда в структуре заработной платы работников организаций согласно разделу VIII Единых рекомендаций органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления рекомендуется:

Устанавливать минимальные размеры должностных окладов, минимальные размеры ставок заработной платы работников организаций по квалификационным уровням профессиональных квалификационных групп (далее - ПКГ) должностей работников образования, утвержденных приказом Минздравсоцразвития России от 5 мая 2008 г. N 216н;

Устанавливать минимальные размеры окладов, минимальные размеры должностных окладов по иным категориям работников организаций по соответствующим квалификационным уровням ПКГ , утверждаемых федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда;

Устанавливать размеры окладов (должностных окладов) в зависимости от сложности труда - по профессиям рабочих или должностям служащих, не включенным в профессиональные квалификационные группы;

Не допускать установление по должностям, входящим в один и тот же квалификационный уровень ПКГ, различных размеров окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, а также установления диапазонов размеров окладов (должностных окладов), ставок заработной платы по квалификационным уровням ПКГ либо по должностям работников с равной сложностью труда.

Кроме того, пунктом 33 Единых рекомендаций предусмотрено, что при разработке нормативных правовых актов по оплате труда работников учреждений органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления не вправе устанавливать по должностям работников, входящим в один и тот же квалификационный уровень ПКГ, различные размеры повышающих коэффициентов к окладам (должностным окладам), ставкам заработной платы, а также устанавливать понижающие коэффициенты по должностям служащих, сформированным в ПКГ должностей, занятие которых требует наличия высшего образования, в случае принятия на такую должность лица, у которого отсутствует высшее образование.

2.4. Оплату труда педагогических работников, для которых пунктами 2.1 , 2.2 приложения N 1 к приказу Минобрнауки России N 1601 установлена продолжительность рабочего времени, рекомендуется осуществлять на основе должностных окладов, размеры которых устанавливаются организацией не ниже минимальных размеров должностных окладов по квалификационным уровням ПКГ

2.5. Оплату труда педагогических работников, для которых пунктами 2.3 - 2.8 приложения 1 к приказу Минобрнауки России N 1601 предусмотрены нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы в неделю (в год), рекомендуется осуществлять на основе ставок заработной платы, размеры которых устанавливаются организацией не ниже минимальных размеров ставок заработной платы по квалификационным уровням ПКГ , устанавливаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.

Размеры ставок заработной платы наряду с нормами часов педагогической работы за ставку заработной платы в неделю (в год) являются расчетными величинами, принимаемыми для исчисления заработной платы педагогических работников за месяц с учетом установленного организацией объема педагогической работы или учебной (преподавательской) работы в неделю (в год).

2.6. Должностные оклады, ставки заработной платы педагогических работников, руководителей структурных подразделений и работников из числа учебно-вспомогательного персонала устанавливаются организациями по квалификационным уровням ПКГ должностей работников образования (приказ Минздравсоцразвития N 216н).

Оклады (должностные оклады), ставки заработной платы являются фиксированными размерами оплаты труда работников организации за исполнение должностных обязанностей, предусмотренных трудовыми договорами, должностными инструкциями, разработанными с учетом соответствующих квалификационных характеристик , без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат, а для педагогических работников, для которых установлены нормы часов педагогической работы или учебной (преподавательской) работы за ставку заработной платы - без учета фактического объема педагогической работы и (или) учебной (преподавательской) работы.

2.7. При определении размеров должностных окладов, ставок заработной платы педагогических работников рекомендуется учитывать принятые образовательной организацией обязательства по повышению уровня заработной платы педагогических работников, показатели повышения эффективности и качества образования, этапы перехода к эффективному контракту, в части отношения среднемесячной заработной платы педагогических работников государственных и муниципальных образовательных организаций к среднемесячной заработной плате в субъекте Российской Федерации, в соответствии с Распоряжением Правительства N 722-р.

Первая составляющая часть - оклад (должностной оклад) - в соответствии с положениями статьи 129 ТК РФ представляет собой фиксированный размер оплаты труда работников, в который не включаются компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты.

Данная часть заработной платы устанавливается за исполнение должностных обязанностей (по должностям руководителей и служащих) или трудовых обязанностей (по профессиям рабочих) в расчете за календарный месяц или за иную единицу времени.

На основе должностных окладов осуществляется оплата труда работников из числа служащих, за исключением служащих из числа отдельных педагогических работников, оплата труда которых осуществляется на основе ставок заработной платы.

В свою очередь, на основе окладов осуществляется оплата труда работников, относящихся к профессиям рабочих. При этом необходимо учитывать, что в учреждениях отдельных главных распорядителей средств федерального бюджета рабочим принято устанавливать тарифную ставку (а не оклад).

В соответствии со статьей 129 ТК РФ под базовым окладом (базовым должностным окладом), базовой ставкой заработной платы понимаются минимальные оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящим в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

Тарифная ставка - это фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени также без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

На основе ставок заработной платы осуществляется оплата труда отдельных педагогических работников, для которых установлены нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы, являющуюся расчетной величиной, применяемой при исчислении их заработной платы с учетом конкретного объема учебной нагрузки (педагогической работы);

В соответствии с пунктом 3 Положения об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы устанавливаются руководителем учреждения на основе требований к профессиональной подготовке и уровню квалификации, которые необходимы для осуществления соответствующей профессиональной деятельности (профессиональных квалификационных групп), с учетом сложности и объема выполняемой работы.

Под профессиональными квалификационными группами (ПКГ) понимаются группы профессий рабочих и должностей служащих, сформированных с учетом сферы деятельности на основе требований к профессиональной подготовке и уровню квалификации, которые необходимы для осуществления соответствующей профессиональной деятельности (статья 144 ТК РФ).

Критерии отнесения профессий рабочих и должностей служащих к профессиональным квалификационным группам определены приказом Минздравсоцразвития России от 06.08.2007 № 525.

Профессии рабочих и должности служащих формируются в ПКГ с учетом вида экономической деятельности по следующим критериям:

  • отдельные должности служащих из числа профессорско-преподавательского состава и научных работников, к которым предъявляются требования о наличии ученой степени и (или) ученого звания, и должности руководителей структурных подразделений учреждений, требующие наличия высшего профессионального образования;
  • должности служащих, требующие наличия высшего профессионального образования;
  • профессии рабочих и должности служащих, в т. ч. руководителей структурных подразделений учреждений, требующие наличия начального или среднего профессионального образования;
  • профессии рабочих и должности служащих, которые не требуют наличия профессионального образования.

Отнесение профессий рабочих и должностей служащих к ПКГ осуществляется по минимальному уровню требований к квалификации, необходимому для работы по соответствующим профессиям рабочих или для занятия соответствующих должностей служащих.

В порядке исключения отдельные должности служащих, имеющие важное социальное значение, могут быть отнесены к ПКГ исходя из более высокого уровня требований к квалификации, необходимого для занятия соответствующих должностей служащих.

При этом профессии рабочих и (или) должности служащих, входящие в одну ПКГ, могут быть структурированы по квалификационным уровням этой ПКГ в зависимости от сложности выполняемых работ и уровня квалификационной подготовки, необходимой для работы по профессии рабочего или занятия должности служащего.

Одна и та же профессия рабочего или должность служащего может быть отнесена к разным квалификационным уровням в зависимости от сложности выполняемой работы, а также с учетом дополнительных показателей квалификации, подтвержденных сертификатом, квалификационной категорией, стажем работы и другими документами и сведениями.

ПКГ утверждаются Минздравсоцразвития России (перечень документов приведен в приложении № I.3.4).

Внутри ПКГ должности служащих и профессии рабочих группируются по квалификационным уровням. На основе принятой классификации по профессиональным квалификационным группам и (или) квалификационным уровням работникам устанавливаются оклады (должностные оклады), ставки заработной платы. Таким образом обеспечивается дифференциация уровней оплаты труда всего круга работников бюджетной сферы. Чем выше уровень профессиональной квалификационной группы и квалификационный уровень внутри ПКГ, тем выше должен быть размер оклада (должностного оклада), ставки заработной платы конкретного работника.

Распределение должностей служащих и (или) профессий рабочих по профессиональным квалификационным группам и (или) квалификационным уровням осуществляется именно с целью дифференциации уровней оплаты труда сотрудников.

Назначение на должность, определение соответствия работника занимаемой должности, присвоение тарификационных разрядов рабочим, квалификационных категорий служащим и прочие вопросы должны решаться на основе Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих (ЕКС) и Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих (ЕТКС).

Также соответственно ПКГ в ряде случаев устанавливаются дополнительные выплаты по оплате труда.

Распределение должностей служащих и профессий рабочих по соответствующим профессиональным квалификационным группам и профессиональным квалификационным уровням приведено в приложении № I.3.5.

Учреждения при установлении окладов работникам в первую очередь исходят из базовых (минимально гарантированных) окладов (ставок), определенных соответствующими министерствами (ведомствами) в принятых ими примерных положениях (см. приложение № I.3.1).

При этом необходимо учитывать, что определенные соответствующими главными распорядителями средств федерального бюджета базовые оклады (ставки) являются рекомендательными. В случае наличия достаточных ассигнований учреждения вправе предусмотреть установление окладов своим сотрудникам на более высоком уровне.

В соответствии с пунктом 7.1 Рекомендаций по разработке федеральными государственными органами и учреждениями - главными распорядителями средств федерального бюджета примерных положений об оплате труда работников подведомственных федеральных бюджетных учреждений (утверждены приказом Минздравсоцразвития России от 14.08.2008 № 425н) минимальные размеры окладов (ставок) работников по соответствующим ПКГ рекомендовано устанавливать с учетом требований к профессиональной подготовке и уровню квалификации, которые необходимы для осуществления соответствующей профессиональной деятельности и не ниже действующих на период введения новых систем оплаты труда тарифных ставок (окладов), установленных на основе ЕТС.

Затем на основе расчетов по объемам имеющегося бюджетного финансирования может производиться корректировка размеров окладов (ставок) в сторону повышения.

В учреждениях силовых министерств и ведомств, на которые не распространяется действие утвержденного Постановлением Правительства РФ от 05.08.2008 № 583 Положения об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений, размеры должностных окладов (окладов) определяются в соответствии с положениями ведомственных нормативных правовых актов (см. приложение № I.3.3), предусматривающих конкретные или вилочные (в пределах "от" и "до") значения.

Оклады работникам (из числа тех, оплата труда которых до 1 декабря 2008 г. строилась на основе ЕТС), занятым в центральных аппаратах и (или) территориальных органах федеральных государственных органов власти, устанавливаются на основании соответствующих ведомственных нормативных актов (см. приложение № I.3.2), а также положений приказа Минздравсоцразвития России от 27.08.2008 № 450н.

Данным приказом определены минимальные размеры окладов работников, занимающих должности служащих. Они определены на основе отнесения занимаемых служащими должностей к соответствующим ПКГ, утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 29.05.2008 № 247н:

Работникам, осуществляющим деятельность по профессиям рабочих в государственных органах власти, оклады устанавливаются в зависимости от присвоенных им квалификационных разрядов в соответствии с ЕТКС, если только иное не предусмотрено ведомственными нормативными правовыми актами.

Если в ПКГ соответствующая должность не приведена, оклад по ней устанавливается самостоятельно руководителем учреждения (с учетом положений ведомственных нормативных правовых актов). При этом рекомендуется исходить из соотношения размеров устанавливаемых окладов между категориями работников со сходными (примерными) требованиями к занимаемым должностям согласно ЕКС или применяемых тарифно-квалификационных характеристик.

По отдельным должностям с учетом положений ведомственных нормативных правовых актов может предусматриваться оплата труда за 1 нормо-час работы. Например, в санаторно-курортных учреждениях Минздравсоцразвития России (приказ от 28.08.2008 № 464н) такие условия оплаты труда могут устанавливаться в отношении сотрудников из числа занимающих должности уборщика помещений (санитарки, санитарки-мойщицы), уборщика территории, культорганизатора, библиотекаря, экспедитора по перевозке грузов, машинистки, аккомпаниатора, программиста, садовника.

Ставки почасовой оплаты труда профессорско-преподавательского состава также устанавливаются руководителем учреждения. При этом рекомендуется ставки оплаты определять в процентах от величины должностного оклада, предусмотренного по должностям, отнесенным к первому квалификационному уровню ПКГ "Общеотраслевые должности служащих первого уровня", учитывая при этом суммы оплаты за отпуск.

Размеры ставок почасовой оплаты труда работников, привлекаемых к проведению учебных занятий, приведены в пункте 19 приложения № 1 к приказу МВД России от 27.08.2008 № 751 "О мерах по реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 г. № 583".

Новое на сайте

>

Самое популярное