Домой Бизнес планы Брюсов юному поэту лексика. Анализ стихотворения Валерия Брюсова «Юному поэту

Брюсов юному поэту лексика. Анализ стихотворения Валерия Брюсова «Юному поэту

«Юному поэту» Валерий Брюсов

Юноша бледный со взором горящим,
Ныне даю я тебе три завета:
Первый прими: не живи настоящим,
Только грядущее — область поэта.

Помни второй: никому не сочувствуй,
Сам же себя полюби беспредельно.
Третий храни: поклоняйся искусству,
Только ему, безраздумно, бесцельно.

Юноша бледный со взором смущенным!
Если ты примешь моих три завета,
Молча паду я бойцом побежденным,
Зная, что в мире оставлю поэта.

Анализ стихотворения Брюсова «Юному поэту»

Валерий Брюсов по праву считается одним из основоположников русского символизма — литературно-художественного течения, которое приобрело огромную популярность на рубеже 19 и 20 веков. Несмотря на то, что сам по себе символизм был своеобразным протестом различным нравоучениям, догмам и традициям, Валерий Брюсов все же не отказал себе в удовольствии составить короткий рифмованный трактат, в котором изложил основные принципы этого направления в литературе. Стихотворение «Юному поэту», написанное в 1896 году, — это, своего рода, напутствие будущим литераторам, которых Валерий Брюсов непременно хочет видеть символистами. По его мнению, они должны быть достаточно эгоистичными и безжалостными по отношению к окружающим, а их главной целью в жизни должно стать служение искусству.

Так как символизм полностью отрицает связь с текущим моментом, а его последователи лишены приземленности и духовное ставят гораздо выше материального, Валерий Брюсов советует своим последователям жить не настоящим, а будущим. Он призывает их мечтать и воплощать свои грезы в стихах, считая, что это поможет полностью абстрагироваться от внешнего мира , стать самодостаточными людьми, эдакими полубогами, которым будут поклоняться обыватели.

Не стоит забывать, что конец 19 века ознаменовался массовыми народными волнениями и политизацией общества, в котором начали преобладать революционные идеи. Они не только шли вразрез с творчеством символистов, но и считались в этой среде абсолютно деструктивными. Материализм не может править миром, так как в основе всех поступков и стремлений человека лежит его духовная сила. Тем не менее, Валерий Брюсов никогда не отрицал иной точки зрения, считая, что лишь время вправе рассудить людей и показать, кто из них был прав. В итоге стихи Брюсова стали классикой, а революционные идеи со временем сошли на нет, продемонстрировав миру свою утопичность и несостоятельность.

Вероятно, предвидя это, в стихотворении «Юному поэту» Валерий Брюсов призывает своих последователей любить себя «беспредельно». Это подразумевает не только нарциссизм, но и осознание собственной уникальности . Действительно, каждый человек неповторим и в некотором роде является произведением искусства. Но для того, чтобы научиться видеть в себе самые лучшие качества и культивировать их, нужно отказаться от якоря, который прочно держит человека на земле, заставляет его покупать модную одежду и прислушиваться к мнению окружающих. Между тем, Валерий Брюсов убежден, что никто не в состоянии по достоинству оценить богатый духовный мир истинного поэта, кроме него самого. Поэтому в данном случае самовлюбленность – не деструктивная черта, а средство самозащиты и духовного развития, благодаря которому истинный литератор учится понимать свой внутренний мир и приоткрывать его окружающим в своих произведениях.

Если с любовью к искусству все вполне понятно, и никто не станет спорить, что истинный поэт должен служить своей музе верой и правдой на протяжении всей жизни, то призыв Валерия Брюсова никому не сочувствовать поначалу шокирует. Однако и в этих строках есть свой сокровенный смысл, который заключается в том, что сострадание является серьезным препятствием для созерцания и духовных поисков символистов. Ведь достаточно лишь однажды заинтересоваться духовным миром другого человека и проявить участие в его судьбе, чтобы моментально погрязнуть в чужих проблемах. Это, по мнению Брюсова, является настоящим предательством по отношению к поэзии, которая должна быть тонкой, возвышенной и напрочь лишенной налета пошлости, вызванного соприкосновением с земным бытием.

Сравнительный анализ стихотворений А.С.Пкшкина

«Поэту» (1830г) и В. Брюсова «Юному поэту «(1896г)

В. Брюсов

Юному поэту.

Юноша бледный со взором горящим,

Ныне даю я тебе три завета

только грядущее – область поэта

Помни второй: никому не сочувствуй,

Сам же себя полюби беспредельно.

Третий храни: поклоняйся искусству,

только ему, безраздумно, бесцельно.

Юноша бледный со взором смущенным!

Если ты примешь моих три завета,

А.С.Пушкин

Поэту (1830)

Поэт! не дорожи любовию народной.

Услышишь суд глупца и смех толпы холодной:

Ты царь: живи один. Дорогою свободный ум,

Иди, куда влечет тебя свободный ум,

Усовершенствуя плоды любимых дум,

Не требуя наград за подвиг благородный.

Они в самом тебе ты сам свой высший суд;

Всех строже оценить умееешь ты свой труд.

Ты им доволен ли, взыскательный художник?

Доволен? Так пускай толпа его бранит

И плюет на алтарь, где твой огонь горит,

И в детской резвости колеблет твой треножник.

Русская поэзия – одно из замечательных явлений мировой культуры.

Стихи русских поэтов отличаются высокой человечностью, светлым взглядом

на жизнь, богатством мысли и умением передать тончайшие оттенки чувств и

настроением.

Истинная русская поэзия всегда, во все трудные и страшные времена, была на высоте. Из поколения в поколения передавался ее свободолюбивый характер, боевой, задорный дух, не сломленная вера в прекрасное будущее.

Многие из поэтов задумывались над задачей, ролью и судьбой поэзии и поэта в современном ему обществе. Державин, Пушкин, Лермонтов, Некрасов, Блок, Маяковский, Гумилев, Брюсов, Твардовский… оставили свои размышления на эту тему. Все они твердо знали о незавидной, трудной участи поэта. Но, наверное, все были солидарны с Пушкиным, гордо провозгласившим: “Мой жребий пал: я лиру избираю! “

Предо мной два стихотворения, которые разделены временем. Более

полувека отделяет сонет А.С. Пушкина “Поэту” (1830 г) от стихотворения-послания В.Я. Брюсова “Юному поэту” (1895г).

Первое, что бросается в глаза – сходство названий. Преемственность

заглавий в русской поэзии известна еще со времен Г.Р. Державина. Это говорит

о преемственности не только темы, идеи, но и о собственном видении поэтом

проблемы, дополнении темы своим, отличным от других, миропониманием.

Оба стихотворения посвящены теме поэта и поэзии.

Схожа и форма. Это монолог, обращенный к собрату, к товарищу по перу.

Схожа и идея.

Поклоняйся искусству,

Только ему, безраздельно, бесцельно.

(у Брюсова)

Не требуя наград за подвиг благородный

(у Пушкина)

Значит, и Пушкина, и Брюсова волновали и тревожили одинаковые вопросы:

каким должен быть поэт, какими качествами должен обладать, каким будет тот,

кто придет им на смену. Поэтому оба поэта выбирают одинаковую стихотворную

форму – дружеское послание, в котором ненавязчиво дают свои советы, проверенные временем.

Сходство чувствуется и в композиции: оба идут от тезиса к выводу. Но

у Пушкина советы более аргументированны, чем у Брюсова, у которого все остается за строкой, он только намекает, констатирует.

Например, у Брюсова:

Первый прими: не живи настоящим,

Только грядущее – область поэта.

У Пушкина:

Поэт! не дорожи любовью народной.

Восторженных похвал пройдет минутный шум;

Услышишь суд глупца и смех толпы холодной;

Но ты останься тверд, спокоен и угрюм.

Безусловно, это связано со временем написания. Пушкин писал свой сонет в годы “черной реакции”, наступившей вследствие разгрома восстания декабристов. На себе он испытал и “суд глупца”, и “смех толпы”./ Характерная особенность для Пушкина: он использует перифраз “холодная толпа”- это высшее общество /. Но поэт шел туда, “куда влечет свободный ум”. Он боялся, что не все его собратья по перу останутся “твердыми”, “спокойными”. Поэтому, так подробно разъясняя, убеждает своего сотоварища идти “дорогою свободной. Свободной от “толпы”, от “глупца”, ибо “ты царь: живи один”… Усовершенствуя плоды любимых дум. Поэт – царь. Прекрасное сравнение! “Всех строже оценить умеешь мы свой труд”

Ведь поэт – “взыскательный художник”, он умеет признать свои ошибки, верный своему слову и назначению.

В.Я. Брюсов – человек другого времени. Его послание написано в 1896г. В России эпоха безвременья, назревает революционная ситуация. Русские поэты – символисты с мучительной напряженностью переживали проблему личности. Это мы видим и в данном стихотворении. Поэт считает, что “только грядущее – область поэта.’’ Его и надо проповедовать, ждать, прославлять. Брюсову – символисту свойственны пророческие ощущения. И его советы юному, начинающему поэту,– это пророческие напутствия, которые он дает в доверительной манере:

Первый прими: не живи настоящим.

Помни второй: никому не сочувствуй.

Третий храни: поклоняйся искусству.

В.Я. Брюсов считал искусство самоценным. Его часто критиковали за рационализм, корили за холод, проникавший в его поэзию. Но упорный труд, самоотверженную работу поэт ставил превыше, отсюда и “поклоняйся искусству, только ему, безраздельно, бесцельно.”

Оба поэта обращаются не к отдельному, конкретному человеку (хотя названия даются в единственном числе). Они обращаются к предполагаемому собеседнику, своим последователям. Таким образом, стихотворения приобретают общечеловеческое значение.

Строфика, синтаксическое и логическое построение стихотворений подчиняются творческому замыслу поэтов.

У А.С. Пушкина – цель стихотворения – вселить уверенность в свои силы. Если поэт будет доволен своим трудом, “пусть толпа его бранит и плюет на алтарь, где твой огонь горит…” Пушкин, верит, что поэт настоящий будет относиться к себе строжайшим образом, постоянно совершенствовать свой труд.

У В.Я. Брюсова – желание помочь юноше “со взором горящим” себя полюбить, т.е. поверить в собственные силы, с честью выполнить долг поэта, до конца гордо нести знамя Поэзии, поклоняться искусству, т.е. чтить тех, за кем идешь, не споткнуться, не потушить жар своего юного сердца.

Если ты примешь мои три завета,

Молча паду я бойцом побежденным,

Зная, что в мире оставлю поэта.

Концовка брюсовского стихотворения ассоциативна.

Вспоминаются слова Жуковского, посвященные Пушкину: “Победителю – ученику от побежденного учителя”.

Стихотворения одинаковы по построению, стилю. Оба используют односоставные предложения (это создает доверительную атмосферу), бессоюзные предложения, обращения. У Пушкина обращение состоит из одного слова: “Поэт!” У Брюсова оно распространенное: “юноша бледный со взором горящим,” “юноша бледный со взором смущенным…” Изменение одного прилагательного – эпитета о многом может сказать. Читатель домыслит и представит этот образ, который автор таким образом дает в динамике. Предполагаемый лирический герой молодой, неопытный, не знающий жизни юноша. Но зато он полон желания и огня встать на тернистый путь. Автор использует прекрасный метафорический эпитет – “со взором горящим, который помогает нам представить этого “бледного” юношу. Он и испуган, и взволнован – слушает- то мэтра поэзии символистов! Автор предостерегает его от соблазнов, жизненных трудностей. И своими советами он смутил героя, т.е. заставил задуматься.

Инверсии, используемые Брюсовым, помогают почувствовать внутреннюю потребность автора в напутственном слове. Это не желание поучать – это стремление научить, поддержать.

У Пушкина же предполагаемый собеседник безлик. Читатель не может представить его, “увидеть”. Здесь виден сам поэт. Следовательно, стихотворение Брюсова более конкретно.

Стихотворение Пушкина богаче и разнообразнее по использованию изобразительных средств. Обилие эпитетов (“восторженных похвал”, ”минутный шум”, “смех толпы холодной”, “дорогою свободной”, “свободный ум”, “подвиг благородный “…) создает образ самого поэта, талантливого, смелого, твердого в своих убеждениях, свободолюбивого. Свобода для него – это полнота жизни, ее насыщенность, разнообразие. Антитезой “толпа – поэт” Пушкин отстаивает “суверенность” поэта.

Ты царь: живи один. Дорогою свободной

Иди, куда влечет тебя свободный ум.

Пушкин выбирает свободу – свободу полную, безграничную, не обусловленную

ничем.

Используя перифразы “смех толпы холодной”, “толпа его бранит”, “суд глупца”, автор рисует ярко и убедительно общество, в котором так неуютно, тяжело ему жилось.

Сравнение и метафоры убеждают читателя, что для автора поэзия священна, она – “алтарь”, “где… огонь горит”, т.е. душа, желание служить Отечеству, “добрые чувства”.

У В.Я. Брюсова изобразительных средств практически нет, кроме метафорического эпитета “юноша со взором горящим”.

Но стих его напевный. Этому способствуют инверсии, анафоры, ассонанс (гласные о, и, е – протяжные, певучие), аллитерация (сонорные:’’ л’’ -

самый звучный, мелодичный согласный, ‘’ р ‘’– придает силу, энергию).

Все в стихотворении внутренне связано друг с другом, все однонаправленно, говорится в едином порыве чувств, точно на одном дыхании.Слог торжественный, этому способствует лексика: ‘’грядущее’’, ‘’ныне’’, ‘’завет’’.

Все клаузулы в стихотворении женские. Сплошная женская рифмовка во всем стихотворении встречается не часто (из поэтов 19 века она характерна Фету). Женские рифмы, в отличие от мужских, более протяжные. Сплошная женская рифма сообщает стихотворению большую степень композиционной сжатости. Благодаря женской рифме каждый стих и строфа в интонационном отношении оказываются не вполне законченными. В последнем слове стиха отсутствует завершающий интонационный удар, поэтому невольно ждешь продолжения.

Стихи не расчленяются – каждый стих требует следующего. Зато в концовке сосредоточена вся сила стихотворения. Она такая, что к ней нельзя прибавить ни одного слова:

Молча паду я бойцом побежденным,

Зная, что в мире оставлю поэта.

Он верит в преемственность, в то, что на земле не иссякнут яркие поэтические таланты.

Брюсов использует четырехстопный дактиль. Стихотворение состоит из трех катренов с перекрестной рифмовкой. Рифма точная, открытая и закрытая.

Пушкинский сонет состоит традиционно из 2-х катренов и 2- терцин

Рифма точная, закрытая. Это придает стихотворению торжественность, величавость. Отчасти это получается и благодаря цезурам (паузами в середине стихотворной строки), которые усиливают ритмичность стихотворения. Мужская рифмовка чередуется с женской, что придает течению речи необходимую плавность и гибкость.

Оба стихотворения насыщены общественно – политическим звучанием.


Стихотворение Валерия Яковлевича Брюсова «Юному поэту» было написано 15 июня 1896 года. Уже название произведения указывает на его форму – посвящение.

В основе стихотворения лежат три завета, данные лирическим героем будущему поэту. Заветы представлены в форме повелительного наклонения («Не живи настоящим», «никому не сочувствуй» и т.д.), что довольно необычно. Создается впечатление, будто это не наставления, а приказы. Возможно, так и есть, ведь лирический герой всей душой желает процветания русской поэзии.

Кроме того, в этих трёх заветах чётко просматривается программа символистов, к которым и принадлежал В. Я. Брюсов. К примеру, первый совет таков:

«Первый прими» не живи настоящим,

Только грядущее – область поэта»

Лирический герой призывает юного поэта формировать будущее своей страны, вести её к процветанию. Он считает, что это главная обязанность символистов.

«Третий храни: поклоняйся искусству,

Только ему, бездумно, бесцельно»

Иными словами, поэзия как смысл жизни. Только она – сфера жизненных интересов, единственное стремление, главная цель. Стоит также отметить, что областью искусства должен быть внутренний мир поэта, его ощущения, эмоции, желания, чувства, мысли, мировоззрение.

Интересно, что стихотворение совершенно небогато на художественные средства. Минимальное количество «украшений» и форма поэтической программы, четко излагающей основные постулаты символизма, дают понять, что стиль произведения скорее публицистический, нежели художественный.

В стихотворении два действующих лица: лирический герой, который, собственно, и дает наставления, и юный поэт, которому эти советы адресованы. Как мне кажется, заветы даны не кому-то конкретному, а, скорее, всем начинающим поэтам того времени.

Таким образом, данное стихотворение – это своеобразная программа символистов, отражение их взглядов на искусство. Но в то же время его можно называть необычным завещанием потомкам. В. Я. Брюсов стремился передать будущим поэтам всю накопленную им мудрость и спасти их от возможных ошибок.

Валерий Брюсов на рубеже веков стал одним из основателей символизма в литературном творчестве. Принципы нового направления были изложены им в стихотворении 1896 г. «Юному поэту». Созревшая к тому времени в мыслях поэта творческая программа символизма воплотилась 15 июля в произведении, состоящем из 12 строк.

«Юному поэту» – поэзия в классической форме посвящения. Однако смысл ее далек от традиционных постулатов. Символисты описывают в своих творениях главным образом не реальные события повседневности, а скрытое за пеленой тайны духовное

Содержание. Потому Брюсов первым из трех наставлений будущему преемнику дает совет не вовлекаться в насущные дела настоящего момента, а устремить взгляд в далекое будущее.

Поэт, по мнению автора, обязан строить вечное: силой воображения и вдохновения описывать призрачные образцы городов, вдохновившись которыми, каждое новое поколение будет процветать и возвышаться над тривиальной обыденностью.

Второй завет стихотворения может сперва слегка шокировать циничностью и бездуховностью, – «никому не сочувствуй». Но если основательно задуматься над этим выражением и следующими за ним словами о необходимости

Любить прежде всех себя самого, то все встанет на свои места. Служителю муз следует отречься от преходящих забот и горестей окружающих, сделав центром и смыслом существования собственный душевный мир – и все это во имя великого искусства и будущего человечества.

Третий и последний совет – «поклоняйся искусству». Ни чинам, ни материальным благам не следует уделять столько внимания, как творчеству.

В произведении лирический герой – юный поэт в первых строках рисуется с горящими глазами – как полный энтузиазма перед предстоящими поэтическими свершениями. В последнем четверостишии он уже «смущенный» возложенной на его неокрепшие плечи огромной ответственностью. Начинающий стихотворец описан эпитетом «бледный» – символ его отрешенности от земного. В финале Брюсов обещает преклониться перед новым Поэтом, если тот выполнит заветы и станет действительно творцом с большой буквы.

«Юному поэту» было написано в размере дактиля, – лаконичное и мелодичное произведение русской литературы.

В переломную эпоху начала 20 века, в период кризиса в общественно-политической, экономической жизни страны наступает и духовный кризис, происходит потеря нравственных ориентиров. Поэтому именно в это время предназначение поэта становится особенно важным.
Поэзия Серебряного века находится в поиске новых тем, образов, новых поэтических форм, но у нее есть главное – яркие, самобытные неповторимые личности самих поэтов. Одним из таких творцов является, бесспорно, Валерий Яковлевич Брюсов.
Его стихотворение «Юному поэту» было написано 15 июля 1896 года. Форма произведения понятна из названия, это посвящение. Сюжетно стихотворение представляет собой определенное напутствие. Лирический герой дает три завета начинающему поэту, которые тому необходимо соблюдать. Примечательно, что все эти советы переданы в форме повелительного наклонения. Так, мы можем понять, что это не просьба и даже, пожалуй, не совет. Это, скорее, требование, необходимость, без которой, по мнению лирического героя, настоящее искусство невозможно.
Очень интересно обращение в самом начале стихотворения. Лирический герой говорит: «Юноша бледный со взором горящим». Это романтический образ человека, который способен стать поэтом. Он бледен, будто изможден своими мыслями. Думаю, еще бледность подчеркивает его отрешенность от реального мира. Он как бы прозрачен, эфемерен. И лишь его горящий взор живет, он наполнен страстью, желанием сделать в этой жизни великое дело. Именно такого человека выбирает себе лирический герой в ученики. Именно и только в таком юноше он способен разглядеть возможность стать настоящим поэтом, творцом, созидателем. Герой видит в своем протеже возможность будущего величия, но для того, чтобы стать настоящим художником слова, необходимо соблюдать определенные правила. Хотя в устах лирического героя эти правила превращаются в заветы. Этим словом, думаю, подчеркивается священность поэта, поэтического искусства. Очень интересно, что эти «заветы» передают основу символистского искусства:
Первый прими: не живи настоящим,
Только грядущее - область поэта.

Помни второй: никому не сочувствуй,
Сам же себя полюби беспредельно.
Третий храни: поклоняйся искусству,
Только ему, безраздумно, бесцельно.
Реальность не должна существовать для человека, мечтающего стать настоящим поэтом. Ведь смысл поэтического творчества – формировать будущее. Только грядущее имеет смысл, только ради него и нужно творить. Это одно из правил поэта-символиста. Второй завет заключается в том, чтобы «никому не сочувствовать». Сначала эта фраза кажется довольно странной, но стоит немного подумать, и все становится более ясным. Я думаю, смысл здесь заключается в том, что для поэта главным интересом должна стать сфера его собственных эмоций. Начало 20 века – переломное время с тяжелой политической ситуацией. Но поэт должен отбросить это, ему нельзя об этом задумываться, ведь все эти земные передряги – лишь временное. Ему же необходимо всегда думать о вечном. Для этого и необходимо полюбить себя беспредельно. Ведь только наполняя, насыщая свой внутренний мир, символист сможет творить. И главная тема его творчества – собственные душевные переживания, но никак не связанные с настоящим.
Как можно понять из третьего завета, только искусство вечно и значимо для символиста. Ему необходимо отдаться полностью, без остатка. Искусство – это религия и смысл жизни.
Стоит отметить тот факт, что в третьем четверостишии взор юноши, к которому обращено все стихотворение, меняется. Теперь лирический герой говорит про него: «Юноша бледный со взором смущенным!» Думаю, до этого обращения юноша горел желанием стать поэтом, но не задумывался, какой это тяжкий труд, сколько условий нужно выполнить, чтобы стать настоящим творцом. Эта ответственность смущает юношу, заставляет его задуматься, готов ли он к этому. Зато, если он отважится принять эти заветы, то может стать таким мастером, перед которым склониться лирический герой:
Если ты примешь моих три завета,
Молча паду я бойцом побежденным,
Зная, что в мире оставлю поэта.
В этих строках мы можем увидеть надежду лирического героя на то, что следующее поколение будет более совершенным, сможет выполнить эти три завета. Для него искусство – это вечная борьба, но он готов проиграть будущему поколению, если это пойдет на пользу творчеству.
Таким образом, это стихотворение очень лаконично и четко передает поэтическую программу символистов. К тому же это завещание потомков, призыв к ним. Лирический герой желает видеть в будущем поколении не просто достойных приемников, но творцов более совершенных, способных посвятить всю свою жизнь искусству.


Новое на сайте

>

Самое популярное