Домой Бизнес идеи Образец учетной политики на год производство. Готовая учетная политика - образец для организации

Образец учетной политики на год производство. Готовая учетная политика - образец для организации

УЧЕТНАЯ ПОЛИТИКА

ДЛЯ ЦЕЛЕЙ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

НА 2015 ГОД
СОДЕРЖАНИЕ

1. Организационные аспекты учетной политики 7

1.1. Организационно-технические аспекты учетной политики 7

1.1.1. Организационная структура бухгалтерской службы 7

1.1.2. Рабочий план счетов 7

1.1.3. Основные требования к ведению бухгалтерского учета в Организации 7

1.1.4. Первичные учетные документы 8

1.1.5. Порядок организации документооборота 9

1.1.6. Формы и порядок составления бухгалтерской отчетности 9

1.1.7. Порядок проведения инвентаризации активов и обязательств 11

1.1.8. Внутренний контроль и обеспечение защиты учетных данных 12

1.2. Общие методические аспекты бухгалтерского учета 12

1.2.1. Порядок формирования Учетной политики Организации 12

1.2.2. Изменение учетной политики Организации 13

1.2.3. Способы определения рыночной цены 14

2. Вложения во внеоборотные активы 14

2.1. Общие положения и термины 14

2.2. Особенности учета объектов строительства 16

2.2.1. Формирование стоимости объектов капитального строительства 16

2.2.2. Учет временных сооружений 17

2.2.3. Учет проектно-изыскательских работ 18

2.2.4. Учет сезонных работ 18

2.2.5. Учет оборудования, требующего монтажа 19

3.Основные средства 20

3.1. Признание объектов основных средств 20

3.2. Первоначальная оценка основных средств 21

3.3. Изменение первоначальной стоимости 23

3.4. Амортизация и срок полезного использования основных средств 24

3.5. Учет затрат на ремонт основных средств 25

3.6. Выбытие основных средств 26

3.7. Доходные вложения в материальные ценности 27

3.8. Учет арендованных основных средств 28

3.9. Учет основных средств, полученных по договору лизинга 28

3.10. Раскрытие информации об основных средствах в бухгалтерской отчетности 29

4. Нематериальные активы 29

4.1. Признание объектов нематериальных активов 29

4.2. Первоначальная оценка нематериальных активов 30

4.3. Изменение первоначальной стоимости 32

4.4. Амортизация и срок полезного использования 32

4.5. Выбытие нематериальных активов 33

4.6. Раскрытие информации в отчетности 34

5. Материально-производственные запасы (МПЗ) 35

5.1. Признание МПЗ 35

5.2. Первоначальная оценка МПЗ 35

5.3. Учет материалов 37

5.3.1 Особенности учета материалов 37

5.3.2. Выбытие материалов 37

5.4. Учет излишков и недостач, выявленных при инвентаризации 38

5.6. Раскрытие информации о МПЗ в бухгалтерской отчетности 38

6. Финансовые вложения 39

6.1. Признание финансовых вложений 39

6.2 Первоначальная оценка финансовых вложений 41

6.3. Доходы и расходы по финансовым вложениям, в том числе определяемые при их выбытии 42

6.4. Обесценение финансовых вложений 43

6.5. Учет производных финансовых инструментов 44

6.6 Раскрытие информации о финансовых вложениях в бухгалтерской отчетности 44

7. Займы и кредиты 45

7.1. Признание полученных займов и кредитов 45

7.2. Первоначальная оценка полученных займов и кредитов 46

7.3. Порядок учета расходов по полученным займам и кредитам 46

7.3.1 Порядок учета процентов, причитающихся к оплате по полученным займам и кредитам 46

7.3.2. Дополнительные расходы по кредитам и займам 48

7.4. Раскрытие информации о займах и кредитах в бухгалтерской отчетности 48

8. Учет доходов 49

8.1. Учет доходов по обычным видам деятельности 50

8.2. Учет доходов будущих периодов 50

8.3. Раскрытие информации о доходах в бухгалтерской отчетности 51

9. Учет расходов 51

9.1. Учет расходов по обычным видам деятельности 52

9.2. Особенности признания отдельных видов расходов 53

9.3. Учет расходов будущих периодов 54

10. Учет расчетов по налогу на прибыль 54

11. Забалансовый учет 55

12. Особенности формирования бухгалтерской отчетности 55

12.1. Общие положения 55

12.2. Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы (ПБУ 8/2010) 56

12.2.1. Признание оценочного обязательства, отражение информации об условном обязательстве и условном активе 56

12.2.2.Определение величины оценочного обязательства 58

12.2.3. Списание, изменение величины оценочного обязательства 60

12.2.4.Раскрытие информации в бухгалтерской отчетности 61

Приложения 62

Приложение №1 Рабочий план счетов бухгалтерского учета 63

Приложение № 2 Порядок формирования резервов предстоящих расходов 70

Раздел 2.1. (Приложение №2) Резерв по сомнительным долгам 70

2.1.1 Создание резерва 70

2.1.2 Использование резерва 71

2.1.3. Корректировка резерва 72

2.1.4. Раскрытие информации о резерве в бухгалтерской отчетности 72

Раздел 2.2. (Приложение № 2) Резерв на предстоящую оплату отпусков 72

2.2.1 Создание резерва 72

2.2.2 Использование резерва 73

2.2.3. Корректировка резерва 73

Введение
Настоящая Единая учетная политика составлена для внутреннего пользования бухгалтерскими службами ЗАО «О1 Пропертиз Финанс» (далее Организация/Компания/ЗАО) и разработана с учетом требований законодательства Российской Федерации о бухгалтерском учете и отчетности, а также особенностей хозяйственной деятельности Организации.

Целями Единой учетной политики являются:

1) обеспечение единообразия и непротиворечивости применяемых политик, принципов, способов и методов при организации и ведении бухгалтерского учета, а также при формировании бухгалтерской отчетности в Организации;

2) утверждение единообразных способов ведения бухгалтерского учета - первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности, в том числе:


  • единого плана счетов бухгалтерского учета, содержащего синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с российским законодательством, и целей формирования управленческой отчетности;

  • порядка проведения инвентаризации активов и обязательств в Организации;

  • методов оценки активов и обязательств;

  • порядка контроля за хозяйственными операциями;
отражение способов ведения и организации бухгалтерского учета в случаях, когда нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету:

  • допускается выбор одного способа из нескольких;

  • установлены общие положения, но в них не указаны конкретные способы и методы ведения бухгалтерского учета;

  • не установлены способы ведения бухгалтерского учета;

  • установлены неоднозначные или коллизионные нормы
Учетная политика утверждается приказом генерального директора Организации и вводится в действие с 01 января 2015 года.

Изменения в Единую учетную политику вносятся в случаях:

1) изменения законодательства Российской Федерации и (или) нормативных правовых актов по бухгалтерскому учету;

2) разработки новых способов ведения бухгалтерского учета. Применение нового способа ведения бухгалтерского учета предполагает более достоверное представление фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и отчетности или меньшую трудоемкость учетного процесса без снижения степени достоверности информации;

3) существенного изменения условий хозяйствования. Существенное изменение условий хозяйствования Организации может быть связано с реорганизацией, изменением видов деятельности и т.п.

В случае возникновения в деятельности Организации новых фактов, не имевших место ранее, в Единую учетную политику вносятся дополнения, касающиеся принципов и порядка отражения этих фактов в бухгалтерском учете.

Ответственность за поддержание настоящей Учетной политики в актуальном состоянии возлагается на Главного бухгалтера Организации.

Контроль за исполнением требований настоящей Учетной политики в Организации возлагается на Главного бухгалтера.

В качестве исходного образца мы выбрали бухгалтерскую учетную политику организации — образец 2019 для ООО, ведущего деятельность в сфере общепита и применяющего УСН «Доходы минус расходы» (15%). Затем проанализировали предлагаемый пример учетной политики на предмет изменений, которые вступают в силу с 01.01.2020. Получившийся результат можно скачать по ссылке.

Когда предприятия утверждают учетную политику

Сначала развеем давно бытующий миф о том, что учетную политику нужно утверждать ежегодно. На самом деле, если нет изменений, то принятую политику надо последовательно применять из года в год — ст. 8 закона «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ.

Для организаций действуют такие сроки в части разработки и утверждения учетной политики:

Ситуация

Учетная политика

Создание новой организации

В течение не более чем 90 дней с даты регистрации (п. 9 ПБУ 1/2008, утвержденного приказом Минфина России от 06.10.2008 № 106н)

Не позже даты окончания первого для организации налогового периода (п. 12 ст. 167 НК РФ)

Внесение изменений в учетные политики

По общему правилу новая учетная политика утверждается в текущем году и применяется с начала следующего года (пп. 10, 12 ПБУ 1/2008)

  1. В случаях изменения методов НУ или существенного изменения условий работы организации — с начала нового налогового периода (ст. 313 НК РФ)
  2. В случае изменения законодательства — с даты вступления в силу нового НПА

Внесение дополнений в учетные политики

На момент, когда дополнения стали необходимыми (п. 10 ПБУ 1/2008)

В том налоговом периоде, когда изменения стали необходимыми (ст. 313 НК РФ)

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Изменить и дополнить учетную политику — вещи разные! Изменения влекут за собой необходимость ретроспективного пересчета данных за предшествующие изменению годы для отображения в соответствии с ними входящих учетных остатков и отображения данных прошлых лет в обязательной бухотчетности, в то время как дополнения нужны в первую очередь для корректного отражения текущей учетной информации .

Нормы, переходящие с 2019 года (по пунктам)

Следующие положения предлагаемого примера политики предприятия для целей бухучета остались неизменными с предыдущих годов и продолжают последовательно применяться:

  • преамбула и пп. 1-3, т. к. основные нормативные документы, принципы и допущения для формирования учетной политики не изменились;
  • пп. 4-6, т. к. применяемые нормы учета МПЗ в данных аспектах не изменились;
  • пп. 7-14, т. к. применяемые нормы по ОС в данных аспектах не изменились;
  • пп. 15-18, т. к. изложенные в них нормы в отношении НМА решено не изменять;
  • пп. 19, 20, т. к. порядок учета спецоборудования и спецодежды, который используется предприятием, официально не изменялся и по-прежнему актуален для целей бухучета;
  • пп. 21-30, 35, 36, т. к. представленные в этих пунктах нюансы учета товаров, выручки, доходов и расходов остаются актуальными для организации и их не требуется изменять в связи с изменениями законодательства или системы налогообложения;
  • пп. 31-34, т. к. организация формирует и раскрывает в отчетности для бухгалтерских целей резервы по сомнительным долгам, причем применяемый порядок остается актуальным;
  • пп. 37-41, т. к. организация по-прежнему не применяет некоторые положения по бухучету в связи со спецификой своей деятельности и статусом малого предприятия;
  • пп. 42-44, т. к. действующий порядок признания и исправления ошибок, а также внесения изменений в учетную политику остается актуальным;
  • пп. 46-47, 49-50, т. к. применяемые порядок и формы документооборота в целом остаются актуальными;
  • п. 51, т. к. особый порядок инвентаризации некоторых учетных объектов, применяемый организацией, остается актуальным;
  • пп. 52-62, т. к. организация продолжает использовать принятый организационный порядок в части прав подписи, осуществления внутреннего контроля, документооборота и декларируемой возможности вносить изменения в настоящую учетную политику.

Вариант документа, утверждающего учетную политику, смотрите в статье «Форма приказа об утверждении учетной политики» .

Изменения, которые нужно учесть, если формируется учетка на 2020 год (по пунктам)

В предлагаемом примере учетной политики предприятия на 2020 год изменены (дополнены):

  • Пункт 45 — указанием на применение обновленных форм бухгалтеской отчетности за 2019 год и использование контрольных соотношений от ФНС .
  • Пункт 48 — в него введено указание на утверждение обязательных требований к составлению первичных учетных документов. Напомним, с 09.06.2019 главбуха нельзя оштрафовать за ошибки, допущенные в учете по вине третьих лиц, в том числе из-за неправильного составления ими первичных документов. А с 26.07.2019 в закон "О бухучете" введено указание на обязательное соблюдение требований главбуха (иного лица, ответственного за бухучет) по оформлению первички всеми сотрудниками организации. В этой связи рекомендуется составить такие письменные требования в качестве приложения к учетной политике и ознакомить с ними всех сотрудников, причастных к работе с документацией, под роспись.

Положения, не вошедшие в готовый документ

В связи с тем, что данные сферы деятельности и объекты учета никак не задействованы в деятельности конкретного предприятия, в настоящей учетной политике не раскрыты порядки:

  • признания выручки по работам (услугам) с длительным циклом (п. 13 ПБУ 9/99, утвержденного приказом Минфина России от 06.05.1999 № 32н);
  • пересчета и представления в отчетности статей, выраженных в иностранной валюте (пп. 6, 7 ПБУ 3/2006, утвержденного приказом Минфина России от 27.11.2006 № 154н);
  • учета бюджетного финансирования и прочего целевого финансирования (ПБУ 13/2000, утвержденного приказом Минфина России от 16.10.2000 № 92н);
  • учета НИОКР (ПБУ 17/02, утвержденного приказом Минфина России от 19.11.2002 № 115н);
  • учета финансовых вложений (ПБУ 19/02, утвержденного приказом Минфина России от 10.12.2002 № 126н).

О том, на какие аспекты следует обратить внимание, если предприятием также формируется политика для ведения управленческого учета, читайте в статье «Учетная политика для целей управленческого учета» .

Итоги

Готовая учетная политика обладает набором аспектов, характерных именно для той организации, для которой она составлялась. Используя в качестве образца для подготовки учетной политики готовый документ другого предприятия, следует сопоставить и скорректировать положения по каждому пункту. А также учесть те положения, которые могут быть не использованы (не раскрыты) в учетной политике одного предприятия, но должны быть включены в аналогичный документ другого.

Образец учетной политики на 2015 год по организации, которая является малым предприятием, применяет ОСНО?

Образец учетной политики подрядчика. Учетная политика для целей бухучета.

Вопрос: Вышлете образец учетной политики на 2015 год по организации, которая является малым предприятием, применяет ОСНО, в своей деятельности ПБУ 2/2008 не применяет. ООО является подрядчиком при строительстве объектов. Строительно-монтажные работы выполняются собственными силами.

Ответ: Примеры Учетной политики Вы можете посмотреть в файле ответа.

Обоснование

Из форм

Учетная политика для целей бухучета. Малое предприятие

ПРИКАЗ № 56
об утверждении учетной политики для целей бухучета

Учетная политика для целей бухучета

Учетная политика для целей бухучета разработана в соответствии с Законом от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (утверждено приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. № 34н), ПБУ 1/2008 «Учетная политика организаций» (утверждено приказом Минфина России от 6 октября 2008 г. № 106н), Планом счетов бухгалтерского учета и Инструкцией по его применению (утверждены приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. № 94н), приказом Минфина России от 2 июля 2010 г. № 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций».

Элементы и принципы учетной политики:

Бухучет ведется структурным подразделением (бухгалтерией), возглавляемым главным бухгалтером.

Бухучет ведется с применением двойной записи.
Основание: План счетов бухгалтерского учета и Инструкция по его применению (утверждены приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. № 94н).

Бухучет ведется автоматизированно c использованием рабочего Плана счетов согласно приложению 1.

В бухгалтерской отчетности последствия изменения учетной политики отражаются перспективно.
Основание: пункт 15.1 ПБУ 1/2008.

Обособленные подразделения организации на отдельный баланс не выделяются.

В качестве форм первичных учетных документов используются унифицированные формы, утвержденные федеральными органами исполнительной власти РФ. Перечень форм, утвержденный для применения в организации, приведен в приложении к настоящей учетной политике.

Право подписи первичных учетных документов предоставлено должностным лицам, перечисленным в приложении 2.

Бухучет ведется с применением единого регистра бухгалтерского учета – книги учета фактов хозяйственной деятельности, утвержденной в приложении к настоящей учетной политике.
Основание: статья 10 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ, информация Минфина России № ПЗ-10/2012 «О вступлении в силу с 1 января 2013 г. Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"».

Отчетным периодом для составления внутренней промежуточной бухгалтерской отчетности является календарный месяц.
Основание: часть 3 статьи 14, часть 5 статьи 13, часть 4 статьи 15 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ, пункт 49 ПБУ 4/99.

Критерий для определения уровня существенности устанавливается в размере 5 процентов от величины объекта учета или статьи бухгалтерской отчетности.

Основание: пункт 3 ПБУ 22/2010, пункт 11 ПБУ 4/99.

Существенная ошибка, выявленная после даты подписания годовой бухгалтерской отчетности, исправляется записями за текущий период по соответствующим счетам бухучета в том месяце, в котором выявлена ошибка, без ретроспективного пересчета бухгалтерской отчетности.

Основание: пункты 9 и 14 ПБУ 22/2010.

Инвентаризация имущества и обязательств проводится раз в год перед составлением годового баланса, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством, федеральными и отраслевыми стандартами, регулирующими ведение бухучета.

Переоценка основных средств не производится.

Основание: пункт 15 ПБУ 6/01.

Объект принимается к учету в качестве основного средства, если он предназначен для использования в уставной деятельности организации, для управленческих нужд.
При этом должны одновременно соблюдаться условия:

объект предназначен для использования в течение длительного времени, то есть свыше 12 месяцев;

организация не предполагает последующую перепродажу данного объекта;

стоимость объекта превышает 40 000 руб.

Основание: пункты 3–5 ПБУ 6/01.

Сроки полезного использования основных средств определяются по Классификации основных средств, утвержденной постановлением Правительства РФ от 1 января 2002 г. № 1.

Основание: пункт 20 ПБУ 6/01, абзац 2 пункта 1 постановления Правительства РФ от 1 января 2002 г. № 1.

Понижающие коэффициенты к действующим нормам амортизационных отчислений основных средств не применяются.

Амортизация по всем объектам основных средств начисляется линейным способом.

Основание: пункт 18 ПБУ 6/01.

Предметы со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью не более 40 000 руб. списываются по мере их передачи в эксплуатацию.

Основание: пункт 5 ПБУ 6/01.

Затраты на текущий и капитальный ремонт имущества включаются в расходы организации

отчетного периода, за исключением затрат на регулярные ремонты, осуществляемые по технологическим требованиям.

Все производственные запасы, учитываемые на счетах 07 «Оборудование к установке», 10 «Материалы», 11 «Животные на выращивании и откорме», могут быть отражены на обобщенном счете 10 «Материалы».
Основание: подпункт «а» пункта 3.1 информации Минфина России № ПЗ-3/2012 «О вступлении в силу с 1 января 2013 г. Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"».

Для обобщения информации о готовой продукции и товарах используется счет 41 «Товары» (вместо счетов 41 «Товары» и 43 «Готовая продукция»).
Основание: подпункт «в» пункта 3.1 информации Минфина России № ПЗ-3/2012 «О вступлении в силу с 1 января 2013 г. Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"».

Единицей учета материально-производственных запасов является номенклатурный номер материального запаса.

Основание: пункт 3 ПБУ 5/01.

Приобретаемые материальные запасы отражаются в учете по фактической себестоимости без использования счета 16 «Отклонения в стоимости материальных ценностей».
Основание: пункт 5 ПБУ 5/01, пункт 80 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 28 декабря 2001 г. № 119н, План счетов бухгалтерского учета и Инструкция по его применению (утверждены приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. № 94н).

При выбытии все группы материально-производственных запасов оцениваются по средней себестоимости.

Основание: пункт 16 ПБУ 5/01.

Все виды материально-производственных запасов отражаются в учете по ценам их приобретения у поставщиков без использования счета 16 «Отклонения в стоимости материальных ценностей».

Основание: пункт 13 ПБУ 5/01, План счетов бухгалтерского учета и Инструкция по его применению (утверждены приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. № 94н), пункт 60 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденного приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. № 34н.

Фактическая себестоимость товаров формируется с учетом транспортно-заготовительных расходов при их приобретении.

Основание: пункт 6 ПБУ 5/01, План счетов бухгалтерского учета и Инструкция по его применению (утверждены приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. № 94н).

Переоценка нематериальных активов не производится.
Основание: пункт 17 ПБУ 14/07.

Обесценение нематериальных активов в бухучете не отражается.
Основание: пункт 22 ПБУ 14/07.

Амортизация по всем объектам нематериальных активов начисляется линейным способом.
Основание: пункт 28 ПБУ 14/2007.

Для обобщения информации о затратах, связанных с производством и продажей продукции (работ, услуг), используется счет 20 «Основное производство» (вместо счетов 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы», 28 «Брак в производстве», 29 «Обслуживающие производства и хозяйства»), 44 «Расходы на продажу».
Основание: подпункт «б» пункта 3.1 информации Минфина России № ПЗ-3/2012 «О вступлении в силу с 1 января 2013 г. Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"».

Для обобщения информации о дебиторской и кредиторской задолженности используется счет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» (вместо счетов 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», 71 «Расчеты с подотчетными лицами», 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям», 75 «Расчеты с учредителями», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», 79 «Внутрихозяйственные расчеты»).
Основание: подпункт «г» пункта 3.1 информации Минфина России № ПЗ-3/2012 «О вступлении в силу с 1 января 2013 г. Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"».

Все расходы по займам признаются прочими расходами.
Основание: пункт 7 ПБУ 15/2008.

Для учета денежных средств в банках применяется счет 51 «Расчетные счета» (вместо счетов 51 «Расчетные счета», 52 «Валютные счета», 55 «Специальные счета в банках», 57 «Переводы в пути»).

Основание: подпункт «а» пункта 3.2 информации Минфина России № ПЗ-3/2012 «О вступлении в силу с 1 января 2013 г. Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"».

Для учета капитала применяется счет 80 «Уставный капитал» (вместо счетов 80 «Уставный капитал», 82 «Резервный капитал», 83 «Добавочный капитал»).
Основание: подпункт «б» пункта 3.2 информации Минфина России № ПЗ-3/2012«О вступлении в силу с 1 января 2013 г. Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"».

Выручка признается в бухучете по мере поступления денежных средств от покупателей (заказчиков) при соблюдении условий, определенных в подпунктах «а», «б», «в» и «д» пункта 12 ПБУ 9/99. Расходы признаются после погашения задолженности.

Основание: пункт 12 ПБУ 9/99, пункт 18 ПБУ 10/99.

Для учета финансовых результатов применяется счет 99 «Прибыли и убытки» (вместо счетов 90 «Продажи», 91 «Прочие доходы и расходы», 99 «Прибыли и убытки»).
Основание: подпункт «в» пункта 3.2 информации Минфина России № ПЗ-3/2012 «О вступлении в силу с 1 января 2013 г. Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"».

Доходы и расходы по договору строительного подряда признаются без применения ПБУ 2/2008.
Основание: пункт 2.1 ПБУ 2/2008.

Единицей учета финансовых вложений является серия.

Основание: пункт 5 ПБУ 19/02.

Затраты, связанные с приобретением финансовых вложений, не превышающие уровень существенности, установленный в пункте 10 настоящей учетной политики, признаются прочими расходами.

Основание: пункт 11 ПБУ 19/02.

Текущая рыночная стоимость финансовых вложений, по которым можно определить рыночную стоимость, корректируется ежеквартально.

Основание: пункт 20 ПБУ 19/02.

Финансовые вложения, по которым не определяется текущая рыночная стоимость, подлежат отражению в бухучете и бухгалтерской отчетности на отчетную дату по первоначальной стоимости.

Основание: пункт 21 ПБУ 19/02.

Все группы финансовых вложений, по которым не определяется текущая рыночная стоимость, при списании оцениваются по первоначальной стоимости каждой единицы финансовых вложений.

Основание: пункт 26 ПБУ 19/02.

Проверка на обесценение финансовых вложений в целях создания резерва под обесценение финансовых вложений проводится ежегодно.

Основание: пункт 38 ПБУ 19/02.

Основание: пункт 70 Положения, утвержденного приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. № 34н, пункты 6 и 7 ПБУ 1/2008.

Резерв на предстоящую оплату отпусков сотрудникам не создается.

Основание: пункт 3 ПБУ 8/2010.

ПБУ 18/02 не применяется.

Основание: пункт 2 ПБУ 18/02.

ПБУ 11/2008 не применяется.
Основание: пункт 3 ПБУ 11/2008.

ПБУ 16/02 не применяется.

Основание: пункт 3.1 ПБУ 16/02.

Перечень должностных лиц, имеющих право на получение денежных средств под отчет, приведен в приложении 3. Срок представления авансовых отчетов по суммам, выданным под отчет (за исключением сумм, выданных в связи с командировкой), – 30 календарных дней. По возвращении из командировки сотрудник обязан представить авансовый отчет об израсходованных суммах в течение трех рабочих дней.

График документооборота утверждается приказом руководителя. Соблюдение графика контролирует главный бухгалтер.

Основание: пункт 8 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденного приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. № 34н.

Для составления промежуточной и годовой бухгалтерской отчетности применяются формы бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках согласно приложению 5 приказа Минфина России от 2 июля 2010 г. № 66н.
Основание: пункт 6.1 приказа Минфина России от 2 июля 2010 г. № 66н.

Бухгалтерская отчетность представляется в сокращенном объеме. Решение вопроса о включении в бухгалтерскую отчетность отчета об изменениях капитала и отчета о движении денежных средств определяется необходимостью приведения в приложениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках наиболее важной информации, без знания которой невозможна оценка финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности.
Основание: пункт 6 приказа Минфина России от 2 июля 2010 г. № 66н.

Приложение 1
к приложению, утвержденному приказом от 26.12.2014 № 56

Рабочий план счетов

Синтети-
ческий
счет
Наименование счета
01 Основные средства
02 Амортизация основных средств
03 Доходные вложения в материальные ценности
04 Нематериальные активы
05 Амортизация нематериальных активов
08 Вложения во внеоборотные активы
08-1 Приобретение земельных участков
08-3 Строительство объектов основных средств
08-4 Приобретение объектов основных средств
08-5 Приобретение нематериальных активов
10 Материалы
19 НДС по приобретенным ценностям
20 Основное производство
21 Полуфабрикаты собственного производства
41 Товары
45 Товары отгруженные
50 Касса
50-1 Касса организации
50-2 Операционная касса
50-3 Денежные документы
51 Расчетные счета
58 Финансовые вложения
60 Расчеты с поставщиками и подрядчиками
63 Резервы по сомнительным долгам
66 Расчеты по краткосрочным кредитам и займам
66-1-1 Основная сумма долга по краткосрочным кредитам и займам (в рублях)
66-1-2 Основная сумма долга по краткосрочным кредитам и займам (в валюте)
66-2-1 Проценты по краткосрочным кредитам и займам (в рублях)
66-2-2 Проценты по краткосрочным кредитам и займам (в валюте)
67 Расчеты по долгосрочным кредитам и займам
67-1-1 Основная сумма долга по долгосрочным кредитам и займам (в рублях)
67-1-2 Основная сумма долга по долгосрочным кредитам и займам (в валюте)
67-2-1 Проценты по долгосрочным кредитам и займам (в рублях)
67-2-2 Проценты по долгосрочным кредитам и займам (в валюте)
68 Расчеты по налогам и сборам
68-1 Налог на доходы физических лиц
68-2 Налог на добавленную стоимость
68-3 Акцизы
68-4 Налог на прибыль
68-5 Транспортный налог
68-6 Налог на имущество
68-7 Земельный налог
69 Расчеты по социальному страхованию и обеспечению
69-1 Расчеты с ФСС России по социальному страхованию
69-1-1 Взносы на социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством
69-1-2 Взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний
69-2 Расчеты по обязательному пенсионному страхованию (страховые взносы на страховую часть пенсии)
69-3 Расчеты по обязательному медицинскому страхованию
70 Расчеты с персоналом по оплате труда
76 Расчеты с разными дебиторами и кредиторами
80 Уставный капитал
81 Собственные акции (доли)
84 Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)
86 Целевое финансирование
94 Недостачи и потери от порчи ценностей
98 Доходы будущих периодов
99 Прибыли и убытки
001 Арендованные основные средства
002 Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение
003 Материалы, принятые в переработку
004 Товары, принятые на комиссию
005 Оборудование, принятое для монтажа
006 Бланки строгой отчетности
007 Списанная в убыток задолженность неплатежных дебиторов
008 Обеспечения обязательств и платежей полученные
009 Обеспечения обязательств и платежей выданные
011 Основные средства, сданные в аренду
012 Программы для ЭВМ

Приложение 2
к приложению, утвержденному
приказом от 26.12.2014 № 56

Перечень лиц, имеющих право подписи первичных документов

Приложение 3
к приложению, утвержденному
приказом от 26.12.2014 № 56

Перечень должностных лиц, имеющих право на получение денежных средств под отчет

Из форм

Учетная политика для целей налогообложения. Строительство

Общество с ограниченной ответственностью «Альфа»

ПРИКАЗ № 1
об утверждении учетной политики на 2015 год

С приказом ознакомлен:

Учетная политика для целей налогообложения

Налог на прибыль организаций

Налоговый учет вести силами бухгалтерии.

Для ведения налогового учета используются данные бухгалтерского учета, группируемые с помощью дополнительных аналитических признаков в зависимости от степени признания в налоговом учете. Налоговые регистры формируются только в том случае, если в регистрах бухгалтерского учета необходимая информация отсутствует.
Перечень регистров налогового учета приведен в приложении 1.

Учет доходов и расходов вести методом начисления.

Основание: статьи 271, 272 Налогового кодекса РФ.

Учет амортизируемого имущества

Срок полезного использования основных средств определяется по минимальному значению интервала сроков, установленных для амортизационной группы, в которую включено основное средство в соответствии с классификацией, утверждаемой Правительством РФ. В случае реконструкции, модернизации или технического перевооружения срок полезного использования основного средства увеличивается до предельного значения, установленного для амортизационной группы, в которую было включено модернизируемое основное средство.

Основание: постановление Правительства РФ от 1 января 2002 г. № 1 «О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы», пункт 1 статьи 258 Налогового кодекса РФ.

Срок полезного использования основных средств, бывших в употреблении, определяется равным сроку, установленному предыдущим собственником, уменьшенному на количество лет (месяцев) эксплуатации данных основных средств предыдущим собственником. Норма амортизации по бывшим в употреблении основным средствам определяется с учетом срока полезного использования, уменьшенного на количество лет (месяцев) эксплуатации предыдущими собственниками.

Основание: пункт 7 статьи 258 Налогового кодекса РФ.

Срок полезного использования объекта нематериальных активов определяется исходя из срока действия патента, свидетельства, а также исходя из срока полезного использования, обусловленного соответствующим договором. По нематериальным активам, по которым определить срок полезного использования невозможно, применяется срок, равный 10 годам.

Основание: пункт 2 статьи 258 Налогового кодекса РФ.

Амортизацию по всем объектам амортизируемого имущества (основным средствам и нематериальным активам) начислять линейным методом.

Основание: пункты 1 и 3 статьи 259 Налогового кодекса РФ.

Амортизационная премия не применяется. Амортизация начисляется в общем порядке.

Основание: пункт 9 статьи 258 Налогового кодекса РФ.

Основная норма амортизации основных средств, используемых для работы в условиях агрессивной среды и (или) повышенной сменности, определяется с учетом специального коэффициента в размере 2. Конкретный перечень объектов основных средств, по которым применяется специальный коэффициент, определяется отдельным приказом.

Основание: подпункт 1 пункта 1 статьи 259.3 Налогового кодекса РФ.

Резерв на ремонт основных средств не создается. Расходы на ремонт основных средств признаются для целей налогообложения в составе прочих расходов в том отчетном периоде, в котором они были осуществлены, в сумме фактических затрат.

Основание: статья 260 Налогового кодекса РФ.

Налоговый учет операций с амортизируемым имуществом осуществляется с применением налогового регистра, форма которого установлена в приложении 2.

Основание: статья 313 Налогового кодекса РФ.

Учет материалов

Стоимость имущества, не являющегося амортизируемым имуществом, включается в состав материальных расходов в полной сумме по мере ввода его в эксплуатацию.

Основание: подпункт 3 пункта 1 статьи 254 Налогового кодекса РФ.

В стоимость материально-производственных запасов, приобретенных за плату, включается цена их приобретения (без учета НДС и акцизов), комиссионные вознаграждения, уплачиваемые посредническим организациям, ввозные таможенные пошлины и сборы, расходы на транспортировку, суммы, уплачиваемые организациям за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением материально-производственных запасов; затраты по доведению материально-производственных запасов до состояния, в котором они пригодны к использованию в запланированных целях, не связанные с производством продукции и выполнением работ. А именно затраты по подборке, сортировке, фасовке и улучшению технических характеристик полученных запасов.

Основание: пункт 4 статьи 252, пункт 2 статьи 254 Налогового кодекса РФ.

Оценку при списании сырья и материалов, используемых в строительстве, производить по методу средней стоимости.

Основание: пункт 8 статьи 254 Налогового кодекса РФ.

Налоговый учет операций по приобретению и списанию сырья и материалов осуществляется в порядке, определенном для целей бухгалтерского учета, на соответствующих субсчетах к счету 10 «Материалы».

Основание: статья 313 Налогового кодекса РФ.

Учет затрат

При строительстве объектов собственными силами в качестве застройщика (выпуске готовой продукции на продажу), а также при реализации СМР по договору подряда (субподряда) в состав прямых расходов включаются:

– все материальные расходы на приобретение сырья и материалов, непосредственно используемых при проведении строительных работ на объекте, кроме общехозяйственных и общепроизводственных материальных затрат;
– расходы на оплату труда строительных рабочих, непосредственно осуществляющих СМР;
– суммы страховых взносов во внебюджетные фонды, начисленные на заработную плату персонала, участвующего в строительно-монтажных работах;
– суммы начисленной амортизации по основным средствам, непосредственно используемым в строительстве;
– расходы на СМР, выполненные субподрядчиками по конкретному объекту строительства;
– плата за аренду строительной техники, привлеченной для выполнения работ на конкретном объекте.
Основание: пункт 1 статьи 318 Налогового кодекса РФ, письмо Минфина России от 7 декабря 2012 г. № 03-03-06/1/636.

В случае, если прямые расходы, поименованные в пункте 15 настоящей Учетной политики, относятся к строительству двух и более объектов одновременно, то они подлежат распределению пропорционально сметной стоимости объектов.

Основание: абзац 5 пункта 1 статьи 319 Налогового кодекса РФ, письмо Минфина России от 7 декабря 2012 г. № 03-03-06/1/637.

Учет прямых расходов на строительство объектов в качестве застройщика и выполнение строительно-монтажных работ по подрядным договорам осуществляется в регистрах налогового учета в разрезе договоров и объектов строительства.

Основание: статья 313 Налогового кодекса РФ.

К косвенным расходам, признаваемым в текущем отчетном периоде, относятся затраты общестроительного характера, не отнесенные к прямым настоящей Учетной политикой, а также затраты на содержание офисного помещения, заработную плату управленческого персонала, командировочные и представительские расходы.

Основание: статья 318 Налогового кодекса РФ, письма Минфина России от 28 января 2011 г. № 03-03-06/1/31, от 20 сентября 2011 г. № 03-03-06/1/578.

При строительстве одного объекта за счет двух и более источников финансирования (в т. ч. за счет собственных средств) прямые расходы на возведение объекта подлежат распределению пропорционально доле площади, на которую имеется право у инвестора (дольщика) в общей площади здания. В этом же порядке осуществляется распределение затрат на выпуск готовой продукции (квартир), построенной за счет собственных средств.

Основание: подпункт 14 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса РФ, письмо Минфина России от 2 мая 2012 г. № 03-03-06/1/214.

Финансовый результат (прибыль) от строительства в качестве застройщика формируется по окончании строительства по каждому договору долевого строительства и (или) каждому договору купли-продажи помещений на дату подписания документа о передаче объекта, являющегося предметом договора.

Основание: пункт 5 статьи 270 и пункт 2 статьи 318 Налогового кодекса РФ, письмо Минфина России от 26 октября 2011 г. № 03-07-10/17.

Прямые расходы на выполнение строительно-монтажных работ по длительным договорам подряда распределяются между незавершенным производством и расходами текущего отчетного периода пропорционально доле доходов, признанных в текущем периоде, в общем объеме доходов по договору.

Основание: пункт 1 статьи 319 Налогового кодекса РФ.

Расходы на приобретение прав на заключение договора аренды земельных участков признаются расходами отчетного периода в размере, не превышающем 30 процентов налоговой базы предыдущего налогового периода, до полного признания всей суммы указанных расходов.

Основание: подпункт 1 пункта 3 статьи 264.1 Налогового кодекса РФ.

Налоговый учет расходов на оплату труда вести в регистрах налогового учета, форма которых установлена в приложении 3.

Основание: статья 313 Налогового кодекса РФ.

Резерв предстоящих расходов на оплату отпусков не создается.

Резерв предстоящих расходов на выплату ежегодных вознаграждений за выслугу лет и по итогам работы за год не создается.

Основание: статья 324.1 Налогового кодекса РФ.

Отчисления в резерв по сомнительным долгам производятся ежеквартально.
Инвентаризация дебиторской задолженности в целях создания резерва проводится по состоянию на последний день отчетного квартала. Максимальный размер резерва по сомнительным долгам составляет 10% от выручки без учета НДС. Учет операций по начислению и использованию резерва осуществляется в регистре налогового учета, форма которого установлена в приложении 4.

Основание: статья 266 Налогового кодекса РФ.

Резерв по гарантийному ремонту и гарантийному обслуживанию создается в размере, определяемом как произведение выручки от реализации за отчетный период и доли фактических расходов по гарантийному ремонту и обслуживанию в объеме выручки от реализации товаров за предыдущие три года.

Учет расходов на резерв по гарантийному ремонту и гарантийному обслуживанию ведется в регистре налогового учета, форма которого установлена в приложении 5.

Основание: пункт 3 статьи 267 Налогового кодекса РФ.

Доходы от реализации строительно-монтажных работ по договорам подряда и от оказания услуг застройщика, стоимость которых определена договорами, относящиеся к нескольким отчетным периодам, распределяются равномерно в течение срока действия договора, к которому они относятся. В случае если дату окончания работ (оказания услуг) по договору определить невозможно, период распределения доходов устанавливается приказом руководителя организации.

Основание: пункт 2 статьи 271, статья 316 Налогового кодекса РФ, письмо Минфина России от 3 августа 2012 г. № 03-03-06/1/380.

Порядок расчета авансовых платежей

Уплату ежемесячных авансовых платежей по налогу на прибыль производить исходя из одной трети фактически уплаченного квартального авансового платежа за квартал, предшествующий кварталу, в котором производится уплата ежемесячных авансовых платежей.

Основание: пункт 2 статьи 286 Налогового кодекса РФ.

Для определения сумм авансовых платежей и налога, подлежащих уплате по местонахождению обособленных подразделений, использовать показатели удельного веса остаточной стоимости амортизируемого имущества и среднесписочной численности работников.

Основание: пункт 2 статьи 288 Налогового кодекса РФ.

Налог на добавленную стоимость

Обособленные подразделения нумеруют счета-фактуры в пределах диапазона номеров, выделяемых головной организацией.

Основание: подпункт «а» пункта 1 приложения 1 к постановлению Правительства РФ от 26 декабря 2011 г. № 1137.

Прямые затраты на выполнение СМР по договорам строительного подряда, а также выполнение СМР собственными силами в качестве застройщика по договорам долевого строительства учитываются как прямые расходы на облагаемую деятельность на счетах бухгалтерского учета с помощью аналитического признака «Облагаемая деятельность».

Основание: пункт 1 статьи 154 Налогового кодекса РФ, письмо Минфина России от 8 июня 2011 г. № 03-07-10/11.

Суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные поставщиками и субподрядчиками при приобретении материалов (работ, услуг), относимых к прямым расходам на облагаемую деятельность, учитываются на счете 19-1 «Операции, облагаемые НДС» и принимаются к вычету в порядке, установленном статьей 172 Налогового кодекса РФ, без ограничений.

Основание: абзац 3 пункта 4 статьи 170, статья 172 Налогового кодекса РФ, письмо Минфина России от 8 июня 2011 г. № 03-07-10/11.

Прямые затраты на необлагаемую деятельность учитываются на счетах бухгалтерского учета с помощью аналитического признака «Необлагаемая деятельность». К ним относятся затраты на строительство объектов в качестве застройщика, относящиеся непосредственно:

– к возведению жилых домов, жилых помещений и долей в них с целью реализации по договорам купли-продажи;
– возведению объектов подрядным способом по договорам долевого строительства;
– к оказанию услуг застройщика при строительстве жилых объектов.

Основание: подпункт 4 пункта 3 статьи 39, подпункт 1 пункта 1 статьи 146, подпункты 22 и 23.1 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса РФ.

Суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные поставщиками и подрядчиками при приобретении материалов (работ, услуг), относимых к прямым расходам на необлагаемую деятельность, учитываются на счете 19-2 «Операции, освобожденные от НДС».

Основание: абзацы 2 и 7 пункта 4 статьи 170 Налогового кодекса РФ.

Косвенные затраты (понесенные в связи с осуществлением облагаемых и одновременно необлагаемых операций) учитываются на субсчете «Затраты к распределению» к счету 25 «Общепроизводственные расходы» и на счете 26 «Общехозяйственные расходы». К ним относятся:

– общехозяйственные затраты;
– собственные общестроительные затраты на возведение жилого объекта в качестве застройщика, помещения в котором передаются по договорам долевого строительства и одновременно реализуются по договорам купли-продажи;
– прочие общестроительные затраты, относящиеся одновременно к строительству жилых объектов и выполнению СМР по подрядным договорам.

Основание: подпункт 2 пункта 3, пункты 4, 4.1 статьи 170 Налогового кодекса РФ, письмо ФНС России от 22 марта 2011 г. № КЕ-4-3/4475.

38. Суммы входного налога, предъявленные по косвенным расходам, учитываются на счете 19-3 «Операции, облагаемые НДС и освобожденные от налогообложения» и в течение квартала принимаются к вычету в порядке, установленном статьей 172 Налогового кодекса РФ.

Основание: пункт 4 статьи 149, пункт 4 статьи 170 Налогового кодекса РФ.

39. Корректировка суммы вычетов, примененных с субсчета 19-3 «Операции, облагаемые НДС и освобожденные от налогообложения», осуществляется пропорционально выручке от необлагаемой деятельности в общей выручке организации за квартал. Указанная корректировка производится по каждому счету-фактуре по состоянию на последний день налогового периода (квартала). Суммы налога, подлежащие по итогам квартала восстановлению на субсчете 19-3, в стоимость товаров (работ, услуг), в том числе основных средств, не включаются и учитываются в составе прочих расходов в соответствии со статьей 264 Налогового кодекса РФ.
Основание: подпункт 2 пункта 3, пункт 4 статьи 170 Налогового кодекса РФ.

40. Совокупные расходы на освобожденную от НДС деятельность, в целях расчета 5-процентного барьера расходов, определяются как сумма прямых и соответствующей доли косвенных затрат. Доля косвенных затрат, относящаяся к необлагаемым операциям, определяется пропорционально выручке от необлагаемой деятельности в общей сумме выручки от всех видов деятельности. Распределение косвенных затрат и расчет совокупных расходов на освобожденную от НДС деятельность осуществляется в регистре налогового учета, форма которого установлена в приложении 6.
Основание: абзац 7 пункта 4 статьи 170 Налогового кодекса РФ, письмо ФНС России от 22 марта 2011 г. № КЕ-4-3/4475.

Отвечает Александр Сорокин,

заместитель начальника Управления оперативного контроля ФНС России

«ККТ нужно применять только в случаях, если продавец предоставляет покупателю, в том числе своим сотрудникам, отсрочку или рассрочку по оплате своих товаров, работ, услуг. Именно эти случаи, по мнению ФНС, относятся к предоставлению и погашению займа для оплаты товаров, работ, услуг. Если организация выдает денежный заем, получает возврат такого займа или сама получает и возвращает заем, кассу не применяйте. Когда именно нужно пробивать чек, смотрите в

Когда будете готовить учетную политику на 2015 год, не забудьте, что датировать ее надо не позднее 31 декабря 2014 года. На этот раз предстоит поменять положения по бухучету, по налогу на прибыль и НДС. В связи со свежими поправками в законодательстве некоторые правила просто обязаны появиться в тексте налоговой и бухгалтерской конституции вашей компании. Другие положения остаются на ваше усмотрение.

Формулировки учетной политики о бухгалтерском учете

В бухгалтерскую учетную политику на 2015 год можно включить два новых пункта. Один упростит документооборот между компанией и покупателями, второй снизит риск ошибок в расчете налога на имущество.

О новых счетах по основным средствам

С 2015 года надо по новым правилам считать налог на имущество с движимых объектов, например оборудования или автомобилей. Теперь основные средства 1-й и 2-й амортизационных групп, к примеру компьютеры, не облагаются налогом независимо от того, когда такие активы приняты на учет (подп. 8 п. 4 ст. 374 НК РФ). Со стоимости основных средств других амортизационных групп налог можно не платить, если компания поставила их на учет с 1 января 2013 года. Эти объекты подпадают под льготу. Но есть исключение - имущество, принятое на учет в результате передачи между взаимозависимыми компаниями или физлицами, реорганизации либо ликвидации (п. 25 ст. 381 НК РФ). Стоимость этих основных средств облагается налогом.

В связи с этим компании стоит скорректировать в своем плане счетов субсчета, используемые для учета основных средств и амортизации. А именно ввести отдельные субсчета к счетам 01 и 02 для основных средств, облагаемых и не облагаемых налогом на имущество, а также объектов, по которым компания использует льготу. Тогда будет проще рассчитать налог и заполнить декларацию, нужно будет лишь один раз настроить бухгалтерскую программу. Кроме того, снизится риск возникновения ошибок. Можете открыть субсчета, которые перечислены в таблице ниже, или придумать свои.

Какие субсчета можно открыть к счетам 01 и 02

Названия субсчетов

Надо ли с объектов на этих субсчетах платить налог на имущество

01–1 «Основные средства 1 и 2 амортизационных групп"02–1 «Амортизация по основным средствам 1 и 2 амортизационных групп»

Налог платить не надо, так как эти активы - не объект для налога на имущество. Если у компании на балансе числятся только такие активы, отчетность по налогу на имущество можно не сдавать (Правила заполнения налогового расчета и декларации, утв. приказом ФНС России от 24 ноября 2011 г. № ММВ-7-11/895)

01–2 «Основные средства 3–10 амортизационных групп, облагаемые налогом на имущество"02–2 «Амортизация по основным средствам 3–10 амортизационных групп, облагаемым налогом на имущество»

Налог на имущество платить надо. По этим субсчетам отражают объекты:
- принятые на учет до 2013 года;
- принятые на учет с 1 января 2013 года в результате сделок с взаимозависимыми компаниями и физлицами, ликвидации или реорганизации

01–3 «Основные средства 3–10 амортизационных групп, принятые на учет с 2013 года, по которым применяется льгота по налогу на имущество"02–3 «Амортизация по основным средствам 3–10 амортизационных групп, принятым на учет с 2013 года, по которым применяется льгота по налогу на имущество»

Налог на имущество платить не надо, так как эти объекты подпадают под льготу. В декларации стоимость таких основных средств нужно указывать отдельно. Это активы, принятые на учет с 2013 года. Исключение - основные средства, полученные по сделкам с взаимозависимыми компаниями, при ликвидации или реорганизации (см. выше, субсчет 01–2)

Если компании принадлежит недвижимое имущество, по которому налог нужно платить с кадастровой стоимости, для таких основных средств также можно ввести отдельный субсчет.

Возможная формулировка : «Для учета движимых основных средств применяются следующие субсчета.

К счету 01:

  • 01–1 «Основные средства 1 и 2 амортизационных групп»;
  • 01–2 «Основные средства 3–10 амортизационных групп, облагаемые налогом на имущество»;
  • 01–3 «Основные средства 3–10 амортизационных групп, принятые на учет с 2013 года, по которым применяется льгота по налогу на имущество».

К счету 02:

  • 02–1 «Амортизация по основным средствам 1 и 2 амортизационных групп»;
  • 02–2 «Амортизация по основным средствам 3–10 амортизационных групп, облагаемым налогом на имущество»;
  • 02–3 «Амортизация по основным средствам 3–10 амортизационных групп, принятым на учет с 2013 года, по которым применяется льгота по налогу на имущество».

О форме УПД и порядке его хранения

Сейчас стало проще договориться с покупателями о том, чтобы вместо накладной и счета-фактуры либо акта сдачи-приемки и счета-фактуры оформлять одну бумагу - универсальный передаточный документ (УПД). Право компании объединять данные счета-фактуры и первички в одном документе с 1 января 2015 года прямо предусмотрено в нормативном акте (п. 9 Правил заполнения счета-фактуры, утв. постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2011 г. № 1137 в ред. постановления Правительства РФ от 29 ноября 2014 г. № 1279). Поэтому теперь покупателей проще убедить в том, что на основании УПД они могут смело заявлять вычеты и списывать расходы в налоговом учете.

Форма . Компании, которая решила в 2015 году оформлять при реализации товаров, работ или услуг УПД, а при корректировке их стоимости - УКД, нужно утвердить их формы в учетной политике (п. 4 ПБУ 1/2008). Но, возможно, какие-то клиенты будут настаивать, чтобы и в 2015 году получать от вашей компании накладную и счет-фактуру. На этот случай в учетной политике имеет смысл утвердить одновременно товарную накладную № ТОРГ-12 и универсальный передаточный документ. А также прописать, что компания вправе использовать и другие формы первички по согласованию с контрагентом. Аналогично с условием о применении УКД. В учетной политике можно сказать, что при изменении стоимости реализованных товаров, работ или услуг компания вправе использовать как УКД, так и другой документ, например акт на скидку.

Порядок хранения . УПД одновременно включает в себя два разных документа - счет-фактуру и накладную (акт). Поэтому не ясно, где этот документ хранить - вместе со счетами-фактурами или вместе с первичкой. В середине декабря ФНС России подтвердила на своем сайте, что компания вправе сама разработать правила хранения универсальных документов (nalog.ru новость от 12 декабря 2014 года). Ведь в законе не установлен какой-то специальный порядок.

В учетной политике можно, например, предусмотреть, что бухгалтерия подшивает УПД и УКД в папку со счетами-фактурами, в папку по расчетам с контрагентами или хранит их отдельно от других бумаг. Кроме того, имеет смысл назначить ответственного за сохранность этих документов. Условие об этом можно либо также внести в учетную политику, либо утвердить отдельным приказом.

Возможная формулировка: «Для учета торговых операций применять товарную накладную либо универсальный передаточный документ по формам, приведенным в приложении № 2 к настоящему Положению.

Для учета изменения стоимости реализованных товаров применять универсальный корректировочный документ по форме, приведенной в приложении № 2 к настоящему Положению.

В случае если договор с контрагентом предусматривает составление первичных документов по форме, отличной от установленной в приложении № 2, применять формы первичных документов, установленные в договоре.

Универсальные передаточные документы и универсальные корректировочные документы хранятся в бухгалтерии вместе со счетами-фактурами. Ответственным за сохранность универсальных передаточных и корректировочных документов является главный бухгалтер».

Формулировки учетной политики о налоговом учете

С 2015 года вступили в силу несколько изменений по налогу на прибыль, благодаря которым компания может сблизить свой налоговый учет с бухгалтерским. Что поправить в учетной политике, чтобы с выгодой применить эти новшества, - далее.

О методе списания товаров и материалов

С 2015 года в налоговом учете отменили метод ЛИФО (п. 8 ст. 254, подп. 3 п. 1 ст. 268 НК РФ). Поэтому если компания в 2014 году применяла при расчете налога на прибыль этот метод, его нужно изменить на другой. Можно выбрать любой из трех оставшихся: по средней стоимости, стоимости единицы материально-производственных запасов или ФИФО. Но проще всего установить такой же метод оценки материалов или товаров, который компания применяет в бухгалтерском учете.

Возможная формулировка: «Для определения размера материальных расходов при списании сырья и материалов, используемых при производстве товаров (выполнении работ, оказании услуг), организация применяет метод оценки по средней стоимости.

При реализации покупных товаров для определения стоимости их приобретения организация использует метод оценки по средней стоимости».

О способе списания малоценки

До 2015 года в налоговом учете инструменты, инвентарь и другое имущество стоимостью не более 40 000 руб. можно было списывать только единовременно при вводе в эксплуатацию. Теперь же это можно делать и постепенно - в течение срока использования имущества или с учетом других экономически обоснованных показателей (подп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ). К примеру, пропорционально объему выпущенной продукции.

Закреплять в учетной политике поэтапный способ списания активов имеет смысл, если аналогичные правила организация использует в бухучете (Методические указания, утв. приказом Минфина России от 26 декабря 2002 г. № 135н). Это позволит избежать необходимости учитывать разницы между бухгалтерским и налоговым учетом по правилам ПБУ 18?/02.

Кроме того, постепенно включать стоимость таких активов в расходы можно для того, чтобы уменьшить сумму текущих расходов и не показывать убыток в отчетности.

Возможная формулировка : «Стоимость инструмента, инвентаря и другого имущества, не являющегося амортизируемым (подп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ), включается в состав расходов равномерно в течение срока его использования».

О нормировании процентов

Проценты по займам и кредитам с 2015 года можно учитывать в расходах полностью. Исключением являются только контролируемые сделки (п. 1 ст. 269 НК РФ).

Раньше проценты можно было списать на расходы только в пределах лимита. В учетной политике нужно было указывать метод, по которому компания нормирует проценты, - исходя из ставки рефинансирования или среднего уровня процентов по сопоставимым долговым обязательствам.

Теперь, чтобы не было путаницы, пункт о нормировании процентов в учетной политике нужно отменить. Можно также прописать, что компания относит проценты на расходы без ограничений. Хотя это необязательно, ведь такие правила прямо установлены в Налоговом кодексе РФ.

Возможная формулировка: «Проценты по займам и кредитам учитываются в расходах исходя из ставки, установленной в договоре, за исключением контролируемых сделок».

Об учете убытков от продажи долгов

В учетной политике на 2015 год нужно указать, какие проценты компания использует для определения лимита убытка от продажи долга. Речь идет о ситуации, когда компания продает долг покупателя, заказчика либо задолженность по займу или другим долговым обязательствам до срока платежа, который установлен в договоре (п. 1 ст. 279 НК РФ).

В этом случае у организации есть два варианта на выбор. Первый вариант - для расчета лимита организация может использовать максимальную процентную ставку, которая установлена в пункте 1.2 статьи 269 Налогового кодекса РФ. Для сумм в рублях данный показатель составляет 180 процентов ставки рефинансирования Банка России.

Второй вариант - применять ставку процента, определенную по правилам для контролируемых сделок между взаимозависимыми компаниями.

Второй способ гораздо сложнее, ведь нужно будет определять рыночные ставки по сопоставимым сделкам. Поэтому проще рассчитывать норматив исходя из ставки рефинансирования. Для этого можно использовать формулу:

Добавим, что если компания продает долг после срока платежа, то убыток при расчете налога на прибыль можно учесть полностью (п. 2 ст. 279 НК РФ).

Возможная формулировка: «Максимальный размер убытка для целей налогообложения от уступки права требования долга третьему лицу до наступления предусмотренного договором о реализации товаров (работ, услуг) срока платежа рассчитывается исходя из максимальной ставки процента, установленной пунктом 1.2 статьи 269 Налогового кодекса РФ, по долговому обязательству, равному доходу от уступки права требования, за период от даты уступки до даты платежа, предусмотренного договором на реализацию товаров (работ, услуг). Положения настоящего пункта также применяются при уступке права требования по долговым обязательствам».

Формулировки учетной политики об НДС

С 2015 года вступили в силу поправки по НДС, в связи с которыми имеет смысл скорректировать учетную политику. Заодно можно учесть и новшества, действующие с прошлого года, если в 2014 году компания не стала из-за них править этот документ.

О нумерации счетов-фактур

Компания, которая реализует товары, работы или услуги через обособленное подразделение, должна после номера счета-фактуры через наклонную черту ставить цифровой код этого допофиса (п. 1 Правил заполнения счета-фактуры, утв. постановлением № 1137). Такие правила действуют с 1 октября 2014 года. Но, возможно, компания, несмотря на эту поправку, присваивала номера счетам-фактурам обособленных подразделений по-другому. Например, вообще не ставила в номере код подразделения. Или ставила, но не после наклонной черты, а через дефис. Тогда стоит скорректировать порядок нумерации счетов-фактур в учетной политике.

Возможная формулировка: «При реализации товаров, работ, услуг через обособленные подразделения номер счета-фактуры дополняется через «/» цифровым индексом:

  • для обособленного подразделения в г. Рязани - 1;
  • для обособленного подразделения в Нижегородской области - 2.

Нумерация счетов-фактур обособленных подразделений производится в порядке возрастания номеров с начала календарного года отдельно по каждому обособленному подразделению».

Об учете при отказе от счетов-фактур

Компания вправе не выставлять счета-фактуры покупателям на упрощенке и ЕНВД. Достаточно письменной договоренности на этот счет (подп. 1 п. 3 ст. 169 НК РФ). Но в постановлении № 1137 до сих пор не установлено, какой документ поставщик в этом случае должен регистрировать в книге продаж.

Чиновники считают, что поставщик может либо составлять счет-фактуру в одном экземпляре, либо регистрировать в книге продаж первичку. Например, накладные (письмо Минфина России от 9 октября 2014 г. № 03-07-11/50894). Компании лучше выбрать один из этих вариантов и закрепить в учетной политике. Так будет меньше шансов запутаться и дважды зарегистрировать в книге продаж одну и ту же отгрузку - сначала по счету-фактуре, а потом по накладной.

Возможная формулировка: «Если организация заключила с покупателем, который не является налогоплательщиком НДС, соглашение о том, что счета-фактуры не составляются, в книге продаж указываются реквизиты первичного документа на отгрузку товаров или акта приемки-сдачи работ или услуг. Если указанный покупатель перечислил аванс, в книге продаж указываются реквизиты платежного поручения на уплату покупателем аванса».

О счетах-фактурах по необлагаемым операциям

Организация вправе составлять счета-фактуры по операциям, освобожденным от НДС. Это в конце прошлого года подтвердили чиновники (письмо Минфина России от 25 ноября 2014 г. № 03-07-09/59838). С 2014 года при реализации товаров, работ и услуг, которые не облагаются НДС по статье 149 Налогового кодекса РФ, счета-фактуры выставлять не надо (подп. 1 п. 3 ст. 169 НК РФ). Но запрета на их оформление в законе тоже нет.

Составлять счета-фактуры по необлагаемым операциям может быть удобно компаниям, которые ведут деятельность как облагаемую налогом, так и льготную. Ведь чтобы определить сумму НДС, которую можно принять к вычету или включить в расходы, нужно рассчитать долю облагаемых и необлагаемых операций в общей выручке. Для этого компании раньше зачастую использовали показатели книги продаж, в которой регистрировали счета-фактуры по всем операциям, в том числе льготным.

В учетной политике на 2015 год компания также может зафиксировать условие о том, что она будет составлять счета-фактуры по необлагаемым операциям. Но надо учесть две особенности. Во-первых, нумеровать такие счета-фактуры безопаснее отдельно от обычных. Иначе компания нарушит сквозную нумерацию счетов-фактур по облагаемым товарам.

Во-вторых, счета-фактуры по льготным операциям безопаснее отражать в каком-либо специальном регистре для раздельного учета, а в книге продаж не регистрировать. С 2014 года у компаний нет такой обязанности. А чиновники не разъяснили, можно ли регистрировать эти документы в книге продаж как дополнительную информацию. На сумму налога это не повлияет. Но данные книги продаж начиная с I квартала 2015 года надо включать в декларацию. И пока не ясно, будут ли налоговики предъявлять претензии, если обнаружат в декларации лишнюю информацию.

Возможная формулировка: «Для целей раздельного учета сумм НДС организация составляет счета-фактуры по товарам, работам и услугам, не облагаемым НДС в соответствии со статьей 149 Налогового кодекса РФ, и учитывает эти документы в регистре учета стоимости реализованных товаров, работ или услуг (приложение № 5 к настоящему Положению)».

О сводных счетах-фактурах

С 1 января 2015 года по посредническим сделкам можно выписывать сводные счета-фактуры. В учетной политике необязательно фиксировать, какие счета-фактуры организация будет составлять по таким договорам - обычные или сводные. Но есть две причины добавить это условие в учетную политику. Первая - возможно, компания уже прописала в учетной политике документооборот по посредническим договорам. В таком случае его нужно привести в соответствие с новыми правилами. Вторая - на проверке у налоговиков не возникнет вопрос, почему компания выставляет по посредническим операциям то обычные, то сводные счета-фактуры.

Возможная формулировка: «При реализации товаров по поручению организации комиссионером или агентом, действующим от своего имени, организация может выставлять комиссионеру или агенту:

  • сводный счет-фактуру, в котором приведены показатели нескольких счетов-фактур, выписанных посредником на одну дату;
  • отдельные счета-фактуры на каждую отгрузку товаров или поступление аванса».

Компаниям и предпринимателям нужно внести изменения в учетной политике на 2015 год. Как оформить изменения в учетной политике на 2015 год?

Из этой статьи вы узнаете:

  • Что изменится с 1 января 2015 года в правилах налогового учета для всех упрощенцев
  • На какой период нужно утверждать учетную политику
  • Как оформить изменение учетной политики на 2015 год

С 1 января 2015 года вступают в силу поправки, внесенные в главу 26.2 НК РФ Федеральным законом от 20.04.2014 № 81-ФЗ (далее — Закон № 81-ФЗ). Они меняют привычные правила налогового учета некоторых видов операций. А значит, вам уже нельзя будет применять те правила, которые действовали в 2014 году, а придется перейти на новые. Что именно меняется? Как внести корректировки в учетную политику — нужно ее переписывать заново или достаточно издать приказ об изменении одного-двух пунктов? Ответы на эти вопросы вы найдете в данном материале.

С 1 января 2015 года в налоговом учете нельзя будет товары, сырье и материалы списывать методом ЛИФО (п. 7 и 16 ст. 1 Закона № 81-ФЗ). Его суть, напомним, заключалась в том, что ценности списываются по стоимости последних по времени закупок.

Если вы применяли метод ЛИФО, то выберите один из других возможных способов:

  • по стоимости первых по времени приобретения товаров (ФИФО);
  • по средней стоимости;
  • по стоимости единицы товара.

Если вы сейчас пользуетесь заемными средствами, в вашей налоговой учетной политике должен быть прописан метод учета процентов. Поскольку в целях налогообложения они нормируются: либо в зависимости от среднего процента по кредитам, либо исходя из ставки рефинансирования ЦБ РФ (п. 1 ст. 269 НК РФ).

А вот со следующего года нормировать проценты уже будет не нужно (п. 17 ст. 3 Федерального закона от 28.12.2013 № 420-ФЗ). Признавать расходы в виде процентов вы сможете целиком, исходя из той ставки, что предусмотрена договором.

В налоговом учете все ценности, которые стоят меньше 40 000 руб., но используются больше года, относят к материальным расходам (п. 1 ст. 257 НК РФ). Это, например, оргтехника, офисная мебель, спецодежда и т. д. Сейчас учесть малоценное имущество в расходах вы можете только одним способом — единовременно в том квартале, когда оно оплачено и введено в эксплуатацию (подп. 1 п. 2 ст. 346.17 и подп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ). А значит, и отдельный пункт о способе списания таких ценностей в учетной политике прежде был не нужен.

А вот с 1 января 2015 года вы сможете определять порядок списания малоценных объектов с длительным сроком службы самостоятельно (подп. «а» п. 7 ст. 1 Закона № 81-ФЗ). Можно будет продолжать учитывать расходы, как и сейчас — полностью в одном квартале после ввода в эксплуатацию и оплаты ценностей. А можно будет списывать их в течение нескольких отчетных периодов. Порядок учета расходов за несколько кварталов придется разработать самостоятельно и закрепить его в налоговой учетной политике.

Новое на сайте

>

Самое популярное