Домой Бизнес идеи Заключаем госконтракт с организацией, применяющей «упрощенку. Как правильно учитывать ндс в закупках В проекте контракта указан ндс

Заключаем госконтракт с организацией, применяющей «упрощенку. Как правильно учитывать ндс в закупках В проекте контракта указан ндс

Журнал "РАСЧЕТ"

Цена сотрудничества

Чтобы заключить выгодный договор, финансирование по которому осуществляется из бюджета, компании необходимо руководствоваться Федеральным законом от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".

Госконтракту предшествует конкурс на право заключить его. Заказ размещают получатели бюджетных средств, в том числе государственные и муниципальные унитарные предприятия, бюджетные учреждения, органы власти. Включиться в борьбу за тендер могут любые организации или частные лица, в том числе ИП (п. 1 ст. 8 Закона N 94-ФЗ). При этом законодатель не устанавливает каких-либо ограничений по участию в торгах для лиц, применяющих специальный налоговый режим. Получается, что любой претендент на заказ, в том числе и "упрощенец", вправе участвовать в торгах. Такую точку зрения разделяет и Минэкономразвития России в своих Письмах от 14 ноября 2011 г. N Д28-565, от 12 октября 2011 г. N Д28-452, от 15 сентября 2011 г. N Д28-380.

При проведении тендера заказчик устанавливает в конкурсной документации начальную (максимальную) цену контракта, а также требования к ее формированию. Например, условие отражения цены в заявке: с учетом налогов или без них (пп. 5 п. 4 ст. 22, пп. 7 п. 3 ст. 41.6 Закона N 94-ФЗ). Как правило, заказчик требует указать цену с учетом НДС.

По итогам проведения торгов контракт заключается с победителем на условиях, указанных им самим, а также в конкурсной документации (п. 3 ст. 29, п. 10 ст. 41.12 Закона N 94-ФЗ). По общему правилу цена соглашения является твердой и не может изменяться в ходе его исполнения (п. 4.1 ст. 9 Закона N 94-ФЗ).

Отсюда вполне обоснованным представляется вывод чиновников: госконтракт заключается по цене победителя торгов, при этом применение компании УСНО не влечет изменения условий договора, то есть не допускается корректировка заказчиком цены, предложенной "упрощенцем" при проведении тендера (Письмо Минэкономразвития России от 14.11.2011 N Д28-565). Возникает вопрос, что же делать с НДС компании на спецрежиме, если она выиграла тендер, но освобождена от уплаты НДС?

Мнение Минфина

К сожалению, разъяснения представителей финансового ведомства по данному вопросу весьма противоречивы. Не далее как в прошлом году Минфин утверждал, что организации и индивидуальные предприниматели, применяющие УСНО, реализуют товары (работы, услуги) без учета НДС. Поэтому при заключении контрактов для муниципальных нужд цену следует рассчитывать без НДС (Письма от 22.08.2011 N 03-11-06/2/121, от 02.02.2011 N 03-07-07/02).

Напомню, "упрощенцы" признаются налогоплательщиками НДС только при импорте товаров, а также в рамках правоотношений по договору простого товарищества или доверительного управления имуществом, а также концессионному соглашению (п. п. 2 и 3 ст. 346.11 НК РФ). Кроме того, "упрощенцы" уплачивают НДС при выполнении функций налогового агента (п. 5 ст. 346.11 НК РФ). В других случаях этот налог не исчисляется.

Чиновники, излагая свою точку зрения, ссылались лишь на общие нормы Налогового кодекса. При этом специальные положения, регулирующие заключение госконтрактов, в принципе не принимались во внимание.

В этом году Минфин учел недоработку. Результат превзошел все ожидания - теперь изложена диаметрально противоположная позиция, согласно которой уменьшение цены госконтракта на сумму НДС не производится, а поставленные товары (выполненные работы, оказанные услуги) оплачиваются заказчиком по цене, указанной в договоре (Письмо от 26.01.2012 N 03-07-11/21).

Что скажет суд?

Арбитражная практика по рассматриваемой проблеме обусловлена в каждом конкретном случае спецификой конкурсной документации, а также условиями контрактов. Рассмотрим несколько примеров.

Так, например, заслуживает внимания Постановление ФАС Московского округа от 2 ноября 2011 г. N А40-131937/10-59-1153 (Определением ВАС РФ от 21.02.2012 N ВАС-1045/12 отказано в передаче дела в Президиум ВАС РФ). Суть спора такова: поставщик-"упрощенец" заключил госконтракт, цена которого включала НДС. Заказчик оплатил товар в полном объеме, однако посчитал, что поставщик завысил стоимость реализуемой продукции, увеличив расходы на НДС (на момент подписания контракта последний находился на УСНО). Тогда заказчик обратился в арбитраж с иском о взыскании неосновательного обогащения (ст. 1102 ГК РФ). Рассмотрев материалы дела, служители Фемиды установили: поставщик не выставлял счет-фактуру с выделением суммы НДС, а также не перечислял спорную сумму налога в бюджет. При этом судьи не нашли оснований для включения в стоимость поставки суммы НДС. Значит, полученные "упрощенцем" денежные средства являются неосновательным обогащением и подлежат возврату.

Примечательны также выводы, сформулированные в Решении Арбитражного суда г. Москвы от 10 июля 2011 г. N А40-17779/11-102-147. Спор возник после оплаты, когда на счет поставщика пришли не все деньги: сумма была сокращена на размер НДС. Арбитры изучили дело и поддержали госзаказчика, поскольку в проекте контракта, являющемся частью конкурсной документации, и в самом договоре было особое условие: в случае освобождения поставщика от уплаты НДС в соответствии с налоговым законодательством цена госконтракта снижается на сумму налога без изменения предусмотренного контрактом количества поставляемой продукции.

В другом судебном разбирательстве ФАС Московского округа (Постановление от 20.09.2011 N А40-477/11-67-4) арбитры снова встали на сторону госзаказчика.

Предыстория спора такова. Победителем открытого аукциона в электронной форме была признана фирма, применяющая УСНО. При этом цена госконтракта была установлена с учетом НДС. В связи с применением спецрежима поставщик обратился к госзаказчику с предложением внести изменения в госконтракт и указать сумму оплаты без слов "с учетом НДС". Госзаказчик направил в Управление Федеральной антимонопольной службы по Москве (УФАС) обращение о включении фирмы в реестр недобросовестных поставщиков, приложив к нему протокол об уклонении победителя торгов от заключения контракта. Компания, выигравшая тендер, была вынуждена заключить договор по цене с учетом НДС. Однако, выставив впоследствии первичные документы и счет-фактуру без учета НДС, "упрощенец" недополучил от заказчика все ту же сумму налога. Обращение в суд ни к чему не привело. По мнению арбитров, задолженность, подлежащая взысканию, у госзаказчика отсутствует.

Сухой остаток

Допустим, в госконтракте выделена сумма НДС, но организация не готова к судебным тяжбам. В этой ситуации "упрощенец" поневоле становится налогоплательщиком НДС, так как по факту выполнения госзаказа оформляет все первичные документы, а также счет-фактуру с выделенной суммой этого налога. В свою очередь, выставленная сумма НДС подлежит уплате в бюджет за счет средств фирмы, применяющей УСНО (пп. 1 п. 5 ст. 173 НК РФ). Также фирме предстоит подать в налоговую инспекцию декларацию по НДС (Письма Минфина России от 23.10.2007 N 03-07-11/512, УФНС России по г. Москве от 17.11.2009 N 16-15/120314).

Кроме того, НДС, выделенный в госконтракте, способен доставить немало хлопот и при исчислении налоговой базы по единому налогу. Во-первых, учесть эту сумму сбора в составе расходов при расчете единого налога никак не удастся (Письмо УФНС России по г. Москве от 21.03.2011 N 16-15/026297@). Во-вторых, компетентные органы считают, что "упрощенцы", выставляющие в добровольном порядке покупателям счета-фактуры с выделением суммы НДС, должны учитывать доходы от реализации с налогом (Письма Минфина России от 14.04.2008 N 03-11-02/46, от 13.03.2008 N 03-11-04/2/51 и УФНС России по г. Москве от 02.11.2010 N 16-15/115179@). Хотя все же служители Фемиды категорически против такого подхода (Постановление Президиума ВАС РФ от 01.09.2009 N 17472/08).

Законодательством РФ предусмотрено налоговое регулирование предпринимательской деятельности. И одним из видов обязательных платежей в бюджет является налог на добавленную стоимость. Как учитывается налог при формировании начальной цены контракта, а также как производить расчеты с победителем? Разбираемся в статье.

Понятие

НДС — это налог на добавленную стоимость, предусмотренный на общей системе налогообложения (ОСНО). Суть его в том, что организации, реализующие товары, работы, услуги (ТРУ) и накручивающие на их себестоимость дополнительную цену, должны передать в бюджет определенную часть от добавленной суммы.

Этот вид федерального налога регулируется главой 21 НК РФ. Объектом налогообложения является реализация и ввоз ТРУ на территории РФ, а ставка в общем случае с 2019 года составляет 20 % (0 % — международная перевозка, товары в области космической деятельности; 10 % — реализация продовольственных товаров, газеты, журналы, медицинские товары и др., согласно ст. 164 НК РФ).

НДС в закупках по 44-ФЗ

Можно выделить 2 этапа, где примененяется налог:

  1. Цена заключения контракта.

Приказ Минэконом № 567 от 02.10.2013, раскрывающий способы определения НМЦК, не содержит рекомендаций включать НДС в НМЦК, однако указывает на то, что стоимость необходимо приводить в соответствие с условиями планируемой закупки. Таким образом, если предмет заказа попадает в перечень объектов налогообложения, заказчику необходимо включить данный взнос в НМЦК (операции, не признаваемые объектом налогообложения, приведены в ч. 2 ст. 146 НК РФ).

При этом принять участие в торгах может любой поставщик независимо от организационно-правовой формы и режима налогообложения.

Встает вопрос, по какой цене заключать договор, если победителем является лицо, состоящее на специальных режимах налогообложения (упрощенная система, единый сельскохозяйственный налог, на вмененный доход и др.) или физическое лицо.

Согласно , при заключении контракта указывается, что его цена является твердой и определяется на весь срок исполнения договора, который заключается на условиях, предусмотренных извещением документацией и заявкой. Все на сегодняшний день, размещенные в библиотеке Единой информационной системы, также содержат указание на то, что цена должна включать все расходы, связанные с уплатой налогов, сборов и иных платежей.

Таким образом, договор заключается по цене, предложенной победителем, независимо от того, является ли поставщик плательщиком НДС. Удержание заказчиком стоимости налога при оплате будет являться неправомерным. Данная сумма будет являться дополнительным доходом участника, что говорит о более выгодном положении участников на спец. режимах, по сравнению с ОСНО.

НДС в закупках по 223-ФЗ

Закон о закупках отдельными видами юридических лиц так строго не регламентирует порядок определения НМЦК и дальнейшего заключения договора. Ст. 4 223-ФЗ лишь указывает на то, что извещение должно содержать сведения о НМЦК, порядке ее формирования (с учетом или без учета расходов на уплату пошлин, налогов и других обязательных платежей). В заказчик должен указать, каким образом будут сравниваться предложения участников, состоящих на различных режимах налогообложения.

Позиций по вопросу оценок заявок две:

1. Оценка без учета НДС нарушает принцип равноправия и экономически эффективного расходования денежных средств (решение Санкт-Петербургского УФАС России от 12.08.2015 по жалобе № Т02-405/15, решение Хабаровского УФАС России от 30.09.2014 № 157).

2. Оценка без учета НДС не создает неравные условия участникам (Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 15.05.2015 № Ф02-1709/2015 по делу № А33-10428/2014, Определение Верховного Суда РФ от 11.04.2017 по делу № 304-КГ16-17592, А27-24989/2015).

Противоположные точки зрения существуют и при расчете стоимости договора, заключаемого с поставщиком на спецрежиме. Уменьшение цены договора на размер НДС с победителем в большинстве случаев признается незаконным, однако существует практика, где снижение в случае применения исполнителем договора упрощенной системы признано законным (решение Челябинского УФАС от 03.11.2016 по жалобе № 77-03-18.1/2016).

Отсутствие единства правоприменительной практики создает определенные риски для заказчиков и участников, поэтому необходимо четко указывать требования в положениях о закупке и документации.

П. Н. Корнилов , руководитель экспертно-консультационного центра Института госзакупок РАГС,

Ю. А. Шавылина , ведущий юрисконсульт Института госзакупок РАГС

По общему правилу организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются плательщиками НДС. Поэтому, заключая контракт с учреждением, они не выставляют ему НДС (не выписывают счета-фактуры). В результате на практике возникает ряд вопросов. Данный материал поможет ответить на них.

Цена контракта может быть уменьшена?

В случае если начальная цена контракта была сформирована заказчиком с учетом НДС, а победителем является лицо, применяющее «упрощенку», на чей счет следует отнести экономию (доход), связанный с отсутствием у сторон необходимости выделять в контракте и затем перечислять в бюджет сумму НДС?

Ответ на этот вопрос вытекает из положений Закона о госзакупках, а также подтверждается рядом писем Минэкономразвития России, Минфина России и судебной практикой.

Согласно положениям Закона о госзакупках (ч. 3 ст. 29 – для конкурса, ч. 10 ст. 41.12 – для аукциона в электронной форме и ч. 8 ст. 47 – для запроса котировок), контракты заключаются на условиях, предусмотренных извещением (документацией), по цене контракта, предлагаемой участником, с которым заключается такой контракт.

При этом в Законе о госзакупках отсутствуют нормы о корректировке цены контракта в зависимости от применяемой системы налогообложения. Таким образом, если участник конкурса не является плательщиком НДС (например, если работает на «упрощенке»), то при заключении контракта при указании цены контракта вместо суммы НДС ставится прочерк. В этом заключается главная особенность контрактов с участниками, применяющими спецрежим.

Причем при оплате поставленных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) уменьшение цены контракта на сумму НДС не производится и поставленные товары (выполненные работы, оказанные услуги) оплачиваются по цене, указанной в контракте. Данные выводы сделаны в том числе в постановлении Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 25 августа 2010 г. № А05-20849/2009.

Кроме того, заключение контракта с нарушением условий, предложенных лицом, с которым заключается такой контракт, может повлечь за собой привлечение к административной ответственности по статье 7.32 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Подтверждение этого можно найти и в письме Минфина России от 2 февраля 2011 г. № 03-07-07/02. Там отмечено, что «…при заключении контрактов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд с налогоплательщиками, применяющими упрощенную систему налогообложения и, соответственно, не являющимися налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, цену контракта следует рассчитывать без налога на добавленную стоимость…».

Фактически в этом случае сумма налога на добавленную стоимость, «запланированная» заказчиком при определении начальной цены контракта, будет являться дополнительным доходом победителя.

Таким образом, контракт должен заключаться заказчиком по цене победителя торгов или запроса котировок вне зависимости от применяемой им системы налогообложения. Корректировка (уменьшение) заказчиком цены контракта, заключаемого с лицом, применяющим упрощенную систему налогообложения, Законом о госзакупках не предусмотрена.

Данный вывод был неоднократно подтвержден в письмах Минэкономразвития России (см. например, письма от 27 сентября 2010 г. № Д22-1740, от 27 сентября 2010 г. № Д22-1741).

Можно ли ограничить количество организаций на «упрощенке»?

В соответствии со статьей 8 Закона о госзакупках участником проводимой заказчиком процедуры может быть любое независимо от организационно-правовой формы, формы собственности.

При этом действующее законодательство не содержит каких-либо ограничений по участию в торгах или запросе котировок для лиц, применяющих спецрежим. Следовательно, такие участники допускаются к участию в торгах и запросе котировок на равных основаниях с иными лицами. При этом установление заказчиком каких-либо запретов или ограничений в этой части является основанием для привлечения соответствующего должностного лица к административной ответственности согласно части 4 статьи 7.30 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Но когда участник должен заявить о применении им «упрощенки»?

Прямого ответа в Законе о госзакупках на данный вопрос нет. Следовательно, надо ориентироваться на общие нормы, согласно которым, исчерпывающий перечень сведений и документов, которые должны входить в состав заявки на участие в торгах или в запросе котировок, установлен статьями 25, 41.8 и 44 Закона о госзакупках.

Ни в одной из этих статей не предусмотрена возможность затребования заказчиками у участников документов, заявляющих или подтверждающих применяемую ими систему налогообложения. Следовательно, участник по собственному выбору может сообщить эти сведения заказчику в составе заявки на участие в процедуре или после признания его победителем непосредственно перед заключением контракта.

При этом в конкурсе и запросе котировок многие участники, указывая в своей заявке предлагаемую цену контракта, сразу добавляют к ней слова «НДС не облагается» или «НДС 0 процентов». Это не является обязательным, однако сразу сообщает заказчику о наличии особенностей, которые следует учесть при заключении контракта с таким участником.

Можно «выровнять» предложения?

С одной стороны, действительно, сразу на себя обращает внимание тот факт, что фирма, применяющая «упрощенку», находится в более выгодном положении, чем иной участник конкурса, аукциона, запроса котировок.

Например, поданы две котировочные заявки. В одной из них участником предложена цена «110 тыс. руб. (НДС не облагается на основании применения “упрощенки”)», а в другой – «118 тыс. руб., включая НДС».

Очевидно, что исходя из общих правил побеждает лицо, предложившее наиболее низкую цену контракта, то есть участник, применяющий спецрежим.

Вместе с тем цена товаров (работ, услуг), которую предлагает второй участник, в действительности еще ниже, чем цена первого участника (без учета НДС – 100 тыс. руб.).

По данному примеру видно определенное неравенство участников, однако данное положение вытекает из налогового законодательства в Российской Федерации: «упрощенка» – специальный налоговый режим, направленный, главным образом, на поддержку субъектов малого предпринимательства.

Нормы Закона о госзакупах не позволяют заказчику при выборе победителя скорректировать (отменить) предусмотренные Налоговым кодексом РФ преимущества данной системы налогообложения.

Например, правила оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе, установленные постановлением Правительства РФ от 10 сентября 2009 г. № 722, не предусматривают при применении формулы расчета баллов по критерию «цена контракта» изменение предложенных участниками цен на размер налога на добавленную стоимость.

В порядке рассмотрения и оценки котировочных заявок, предусмотренном статьей 47 Закона о госзакупках, также не предусмотрены какие-либо особенности сопоставления котировочных заявок в зависимости от применяемых участниками систем налогообложения.

То есть во всех случаях сравнивается «окончательная» цена контракта, предлагаемая участниками.

В частности, если участник работает на «упрощенке» и указывает цену без НДС, его ценовое предложение сравнивается с ценой, предложенной участником, который является плательщиком НДС. Подобные выводы были также сделаны в письмах Минэкономразвития России от 22 июля 2008 г. № Д05-2957, от 27 июня 2008 г. № Д05-2575.

Возможно ли определить цену контракта без НДС?

Действительно, это дает возможность сравнить предложения участников на равных условиях вне зависимости от применяемых ими систем налогообложения. С одной стороны, расчет начальной (максимальной) цены контракта и определение порядка формирования цены контракта (с учетом или без учета расходов на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей) относятся к компетенции заказчика.

Вместе с тем, формируя начальную (максимальную) цену контракта, следует учитывать, что данная цена является предельной и не увеличивается.

При заключении контракта цена такого контракта не может превышать начальную (максимальную) цену контракта (цену лота), указанную в извещении о проведении торгов или запроса котировок.

И при исполнении контракта цена является твердой и не может изменяться, за исключением случаев заключения контракта на основании пункта 2.1 части 2 статьи 55 Закона о госзакупках, а также случаев, предусмотренных частями 4.2, 6, 6.2 – 6.4 данной статьи (ч. 4.1 ст. 9 Закона о госзакупках).

Следовательно, если заказчик укажет в извещении начальную (максимальную) цену без учета НДС, то он не сможет заключить контракт с победителем, являющимся плательщиком НДС, поскольку увеличение цены контракта на сумму НДС будет противоречить части 4.1 и части 5 статьи 9 Закона о госзакупках, а невключение НДС – Налоговому кодексу РФ.

При этом, как указывалось выше, по Закону о госзакупках заказчику не предоставляется возможности ограничить участие в своих торгах и запросах котировок лиц, применяющих упрощенную систему налогообложения.

Таким образом, фактически заказчик всегда должен определять начальную (максимальную) цену контракта с учетом налога на добавленную стоимость.

Если поставщик сменил режим в ходе исполнения контракта

По общему правилу цена контракта является твердой и не может изменяться в ходе его исполнения.
Поставляемые товары (работы, услуги) оплачиваются исходя из цены, установленной контрактом (ч. 4.1 ст. 9 Закона о госзакупках).

При этом установленная в контракте стоимость оплаты не соотносится с фактическими расходами победителя торгов на исполнение контракта и является обязательством заказчика оплатить контракт в установленном размере при надлежащем его исполнении (п. 4 совместного письма Минэкономразвития России и ФАС России от 19 августа 2009 г. № 13613-АП/Д05).

В том случае, когда государственный (муниципальный) контракт был заключен по цене, включающей на добавленную стоимость, но впоследствии поставщик перешел на спецрежим в виде упрощенной системы налогообложения, правовых оснований в одностороннем порядке изменить (уменьшить) цену контракта у заказчика не имеется.

Запрет на такие действия установлен в части 5 статьи 9 Закона о госзакупках, а ответственность за его нарушение – в статье 7.32 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Допустимыми действиями сторон в этом случае будет подписание дополнительного соглашения к контракту, по которому меняется формулировка цены контракта: вместо «включая НДС» будет указано «НДС не облагается». Обратите внимание: общая цена государственного (муниципального) контракта при этом останется прежней, сумма «бывшего» налога на добавленную стоимость перейдет теперь в доход поставщика.

Вместе с тем при исполнении контракта его цена может быть снижена по соглашению сторон без изменения предусмотренных контрактом количества товаров, объема работ, услуг и иных условий исполнения контракта. Это определено частью 4.1 статьи 9 Закона о госзакупках.

То есть с согласия поставщика (исполнителя, подрядчика) заказчик может подготовить дополнительное соглашение об уменьшении цены контракта на размер налога на добавленную стоимость, тем самым сохранив данную экономию в своем бюджете.

Как мы видим, из изложенного следует, что уменьшение цены контракта возможно сразу же после его подписания сторонами при условии, что прочие условия контракта не изменяются.

Важно запомнить

При заключении контрактов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд с налогоплательщиками, применяющими «упрощенку», цену контракта следует рассчитывать без учета налога на добавленную стоимость.

Здравствуйте, уважаемый(ая) коллега! В последнее время в мою службу поддержки приходит достаточно большое количество вопросов связанных с уменьшением цены госконтракта на сумму НДС, если участник закупки является “упрощенцем”. Как выяснилось это очень болезненный вопрос для многих поставщиков, которые принимают участие в . И чтобы разом ответить на все поступившие вопросы, я решил написать на эту тему развернутую и подробную статью. (Примечание: настоящая статья актуализирована 22.02.2019 г.).

1. Что такое НДС?

НДС — это налог на добавленную стоимость, чаще всего его размер составляет 20%. Этим налогом облагаются предприятия, находящиеся на общей и создающие дополнительную рыночную стоимость. Простым языком это предприятия, которые реализуют товар (работы, услуги) по более высокой цене, нежели их себестоимость. Налог вычисляется из разницы между себестоимостью товара и последующей ценой его продажи, то есть выручкой.

В России НДС действует с 1 января 1992 года. Порядок исчисления налога и его уплаты первоначально был определён законом «О налоге на добавленную стоимость», с 2001 года регулируется главой 21 Налогового кодекса РФ.

Для лучшего понимания того, как рассчитывается НДС, предлагаю вам посмотреть небольшое видео:

Для удобства расчета НДС также можно воспользоваться онлайн-калькулятором НДС — //www.ndscalc.ru/ .

2. НДС при заключении госконтракта

При заключении контракта в рамках 44-ФЗ в лице государственного (муниципального) Заказчика выступает наше с вами Государство.

Согласно ч.1 ст.34 44-ФЗ контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке , заявкой , окончательным предложением участника закупки , с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с 44-ФЗ извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены. А согласно ч.2 ст.34 44-ФЗ при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта.

При этом в извещении об осуществлении закупки в обязательном порядке должна содержаться информация о (п.2 ст.42 44-ФЗ). По мнению Минфина, представленному в Письме от 29.08.2014 г. № 02‑02‑09/43300 , Заказчиком, составляющим обоснование цены, могут устанавливаться условия формирования цены контракта (цены лота), например, с учетом или без учета расходов на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей.

Согласно п.4 ст.3 44-ФЗ участником закупки может быть любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо , в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя .

Из выше приведенных норм следует, что организации и ИП, применяющие специальные режимы налогообложения (ЕСХН, ЕНВД, УСН, ПСН), вправе участвовать в госзакупках наравне с участниками, применяющими основную систему налогообложения (ОСНО). То есть 44-ФЗ не установлено никаких ограничений для участников закупок в зависимости от применяемого ими налогового режима. Соответственно и требовать пересчета предложенной участником цены Заказчик не вправе. Согласно положений содержащихся в ч.1 ст.95 44-ФЗ цена не может быть уменьшена Заказчиком без согласия исполнителя.

Таким образом, запреты или ограничения, установленные со стороны Заказчика, являются основанием для привлечения его к административной ответственности на основании ч. 4 ст. 7.30 КоАП РФ.

Только в случае согласия участника закупок Заказчик может подготовить допсоглашение об уменьшении цены контракта на размер НДС, тем самым сохранив данную экономию в своем бюджете.

3. Госконтракт с поставщиком на УСН

Фактически государственный (муниципальный) Заказчик всегда должен указывать начальную (максимальную) цену контракта уже с учетом налога на добавленную стоимость.

Если поставщик не является плательщиком НДС (например, он находится на УСН), то при заключении контракта при указании цены контракта вместо суммы НДС ставится прочерк, либо указывается “НДС не облагается”.

Ведь по общему правилу организации и ИП, применяющие упрощенную систему налогообложения (УСН), не признаются плательщиками НДС. Поэтому, заключая контракт с Заказчиком, они не выставляют ему НДС (не выписывают счета-фактуры).

Письмо ФАС

Письмо Минфина

Помимо этого есть решения и в пользу поставщика, находящегося на упрощенной системе налогообложения — Постановление ФАС ДВО от 13.08.2013 №Ф03-3381/2013.

4. Госконтракт с физическим лицом

Согласно п.2 ч.13 ст.34 44-ФЗ в контракт включаются обязательные условия: об уменьшении суммы, подлежащей уплате Заказчиком юридическому лицу или физическому лицу, в том числе зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, на размер налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы РФ, связанных с оплатой контракта , если в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах такие налоги, сборы и иные обязательные платежи подлежат уплате в бюджеты бюджетной системы РФ заказчиком.

Если контракт заключается с физическим лицом в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей (НДФЛ — 13%), связанных с оплатой контракта.

Таким образом, Заказчик оплачивает физическому лицу сумму, уменьшенную на величину налоговых платежей. Этот налог перечисляется Заказчиком в соответствующий бюджет во исполнение обязанности налогового агента при выплате вознаграждения физическому лицу (ст. 226 НК РФ).

Хочу обратить ваше внимание, что речь идет именно о размере выплат физическому лицу, а не уменьшении цены контракта.

5. Выводы

  • любой участник закупки, в том числе, применяющий налоговый “спецрежим”, вправе участвовать в закупках на общих основаниях;
  • контракт заключается и оплачивается Заказчиком по цене победителя вне зависимости от применяемой последним системы налогообложения;
  • применение победителем аукциона “спецрежима” не влечет изменения условий контракта;
  • корректировка Заказчиком в одностороннем порядке цены контракта, предложенной победителем, не допускается.

Но вот мнения судей по данному вопросу диаметрально противоположные. Часть судей следуют вышеперечисленным выводам и выносят решения в пользу поставщиков на УСН. А другая часть становится на сторону Заказчика.

Какие действия нужно предпринять участнику закупок?

  1. Изучите документацию и проект контракта ДО подачи заявки. Если Заказчик прямо не указал в документации возможность заключения контракта «Без НДС», то направьте ему запрос на разъяснение положений документации, попросите уточнить этот момент и внести соответствующие изменения. Важный момент! Если закупка осуществляется Заказчиком за счет собственных, а НЕ бюджетных средств, и это прописано в проекте контракта, то требование Заказчика о заключения контракта с НДС законно. В настоящее время суды придерживаются именно этой точки зрения.
  2. Если закупка уже состоялась и Заказчик прислал вам проект контракта с НДС, направьте ему протокол разногласий и попросите указать цену «Без НДС», т.к. вы находитесь на УСН.
  3. Если контракт подписан с НДС, не направляйте Заказчику счет-фактуру.
  4. Указывайте в своей заявке, что вы находитесь на УСН и не являетесь плательщиком НДС. Дополнительно можно прикладывать к заявке Уведомление о переходе на УСН (форма № 26.2-1) с отметкой ФНС.
  5. Если Заказчик проводит закупку на собственные средства и указывает цену с НДС, то хорошо взвесьте все «за» и «против» участия в ней. Чаще всего для упрощенцев участие в такой закупке будет невыгодно.

На этом моя статья подошла к концу. Надеюсь, что выше изложенный материал был для вас полезен. Желаю вам удачи и до встречи в следующих выпусках.

P.S.: Ставьте лайки и делитесь ссылками на статью со своими друзьями и коллегами в социальных сетях.


Как определить налоговую базу по НДС при реализации товаров (работ, услуг). В каких случаях нужно выставить счет-фактуру покупателю. В каких случаях не нужно выставлять счета-фактуры - читайте в статье.

Вопрос: Наша компания на ОСНО. заключен госконтракт. Мы оказали услуги по пожаротушению. В контракте указана сумма без НДС. Должны ли мы выставить им счет фактуру, и если да то НДС мы должны сами как то начислить сверху и оплатить? Или как то без НДС?

Ответ: К сожалению, формулировка вопроса не позволяет сделать однозначный вывод. Вы указали, что в контракте сумма указана без НДС.

Любая организация на ОСНО, если она не воспользовалась освобождением от обязанностей налогоплательщика НДС по ст.145 НК РФ, обязана предъявить НДС покупателю дополнительно к цене при реализации товаров, работ, услуг (п.1 ст. 168 НК РФ). Цена обычно (если только речь не идет о контролируемых сделках), определяется по условиям договора. На основании п.3 ст.169 НК РФ, при совершении налогооблагаемых операций организация-продавец должна выставить покупателю счет-фактуру.

Таким образом, возможно 2 ситуации:

1. если в договоре указана стоимость, и далее написано, что цена не включает НДС, или что цена без НДС. В этом случае Вы должны будете, руководствуясь нормами налогового кодекса, начислить НДС сверх цены договора и предъявить сумму налога покупателю. Если покупатель откажется оплатить НДС, то у Вы можете или обратиться в суд, или уплатить этот НДС из собственных средств.

2. Если в договоре указана просто цена, а НДС никак не обозначен, тогда цена договора включает в себя НДС. Так считает суд (п. 17 постановления Пленума ВАС от 30.05.2014 № 33). Согласен с такой точкой зрения и Минфин (). В этом случае выделите НДС из суммы договора по расчетной ставке 18/118. Составьте счет-фактуру с выделенной суммой НДС (но в счете-фактуре указывайте обычный порядок расчета налога с реализации, расчетную ставку используйте только для того, чтобы рассчитать сумму НДС и определить налоговую базу).

Обоснование

Как определить налоговую базу по НДС при реализации товаров (работ, услуг)

В каких случаях нужно выставить счет-фактуру покупателю

В каких случаях не нужно выставлять счета-фактуры

Не нужно выставлять счета-фактуры в следующих случаях:
- операции не облагаются или освобождены от НДС по Налогового кодекса РФ. Например, при выдаче денежных займов (). Исключение - реализация товаров в страны ЕАЭС (подп. 1.1 п. 3 ст. 169 НК РФ);
- покупатель (заказчик) не является плательщиком НДС (освобожден от уплаты такого налога) и продавец подписал с ним соглашение об отказе от оформления счетов-фактур. В такой ситуации счета-фактуры можно не выставлять, даже если совершенная операция облагается НДС. Например, если продавец - плательщик НДС получил аванс от покупателя на упрощенке, при наличии взаимного соглашения счет-фактуру на аванс составлять не нужно (письмо Минфина России от 16 марта 2015 г. № 03-07-09/13808). Кстати, требовать у покупателя документы, подтверждающие, что он не платит НДС на законном основании, продавец не обязан (письмо Минфина России от 30 марта 2016 г. № 03-07-09/17700);
- в сделках с взаимозависимыми лицами для целей налогообложения продавец увеличивает цену товаров, работ, услуг до рыночного уровня и корректирует налоговую базу по НДС (письмо Минфина России от 1 марта 2013 г. № 03-07-11/6175).

Такой порядок предусмотрен пунктом 3 статьи 169 Налогового кодекса РФ.

Отметим, что «не нужно выставлять» - это не запрет. Если ваша организация продает товары или услуги, освобожденные от налогообложения, то вы вправе выставлять покупателям счета-фактуры. Просто в них надо делать пометку «Без налога (НДС)». Аналогичные разъяснения есть в письме Минфина России от 7 ноября 2016 г. № 03-07-14/64908 .

Как платить НДС, если в договоре нет суммы налога

Верховный суд уточнил, как платить НДС, если его не указали в договоре. Чиновники с расчетом судей согласились.

Когда стороны договора согласовали цену поставки, но не оговорили в контракте налог, возникает путаница. Неясно, по какой ставке считать НДС.

Мы подготовили безопасный алгоритм расчета налога по сделкам «без НДС». Также в статье — формулировки условий договора, которые помогут избежать разногласий с партнером и проблем с налогом.

В договоре специально не выделили НДС

Продавец обязан предъявить налог покупателю, если операция облагается НДС. Это его обязанность, а не право.

В договоре стороны не указывают НДС, например, когда поставщик освобожден от налога или товар вывозят из России. Но вспомнить о нем придется, если продавец утратил право на освобождение или ставку обнулили по ошибке. Для таких ситуаций специальных правил расчета налога нет.

Продавец. Когда продавец утратил право на спецрежим или на освобождение от налога, он должен пересчитать НДС задним числом — с начала квартала, в котором возникла обязанность платить НДС. Например, компания на упрощенке открыла филиал или начала продавать подакцизный товар.

По умолчанию НДС входит в цену договора. На это указал Пленум ВАС в пункте 17 постановления от 30.05.2014 № 33. Минфин подтвердил, что это правило действует и сейчас (письмо от 20.04.2018 № 03-07-08/26658). Поэтому продавец не может настаивать на том, чтобы покупатель заплатил НДС сверх оговоренной суммы.

Когда в договоре нет условия, что налог не включен в цену, продавец может исчислить его двумя способами — по расчетной или по обычной ставке.

В первом случае вы считаете налог по расчетной ставке 18/118 или 10/110. Тогда выделяйте его из цены договора и доход продавца по факту уменьшится.

Во втором — налог определяют по обычной ставке, то есть его прибавляют к цене договора. Но если покупатель откажется доплатить, продавец заплатит НДС за счет собственных средств. Принять к вычету его нельзя — это не входной налог. Чиновники не разрешают учесть его и в расходах (см. комментарий).

Продавец не сможет списать НДС, который сам заплатил

«Продавец не вправе отнести на расходы НДС, который он должен был предъявить покупателю, но заплатил за счет собственных средств. В пункте 2 статьи 170 НК закрытый перечень случаев, когда суммы НДС списываются на затраты по производству и реализации. Ситуация, когда налог продавец заплатил за счет своих денег, к таким случаям не относится. При этом в пункте 19 статьи 270 НК прямо сказано, что при определении базы по налогу на прибыль не учитываются расходы в виде сумм налогов, предъявленных в соответствии с кодексом покупателю»

Суды не разделяют подход чиновников. Они позволяют списать НДС, если продавец заплатил его за счет собственных средств. Ведь в таких ситуациях налог не предъявляется покупателю. А значит, и нормы пункта 19 статьи 270 НК, которые запрещают учесть налог в расходах, в таких ситуациях не действуют. Поэтому продавец может отнести НДС на расходы на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 264 НК (постановления арбитражных судов Западно-Сибирского округа от 24.05.2016 № Ф04-1802/2016 , Московского округа от 09.12.2015 № Ф05-16782/2015 , Волго-Вятского округа от 07.05.2015 № Ф01-942/2015 и ФАС Дальневосточного округа от 19.06.2014 № Ф03-2381/2014).

Но если не готовы к налоговым спорам, безопаснее заплатить налог за счет чистой прибыли. Иначе придется в суде отстаивать свое право на учет НДС в расходах.

Покупатель. Цену договора нельзя изменить в одностороннем порядке. Покупатель вправе принять новые условия или отказаться от них.

Выделить из цены договора НДС по расчетной ставке покупателю может быть выгодно. Ведь он сможет заявить налог к вычету. А значит, расходы на покупку уменьшатся.

В таких ситуациях счет-фактуру продавец выставит с нарушением пятидневного срока с отгрузки. Но вычету это не препятствует. Ведь из-за ошибок, которые не мешают идентифицировать продавца, покупателя, наименование товаров, их стоимость, а также ставку и сумму НДС, инспекторы не вправе отказать в вычете. К простительным погрешностям Минфин относит и «опоздавший» счет-фактуру (письмо Минфина от 25.04.2018 № 03-07-09/28071).

Покупателю придется скорректировать бухучет и пересчитать налог на прибыль, поскольку выделенный налог раньше был стоимостью товара и его списали на расходы.

Прежде чем сдать в инспекцию уточненку, заплатите недоимку и пени. Тогда штрафа не будет (п. 4 ст. 81 НК).

Пример 1

Продавец применял упрощенку. Поэтому в договоре установили цену на товар — 350 000 руб. без НДС. Так как продавец утратил право на спецрежим, стороны договорились, что цена договора включает НДС. Продавец исчислил налог по расчетной ставке 18/118 — 53 390 руб. (350 000 ? 18: 118).

В документах для покупателя продавец укажет:

— стоимость товара без НДС — 296 610 руб. (350 000 - 53 390);
— НДС по ставке 18% — 53 390 руб.;
— итоговую стоимость — 350 000 руб.

Покупатель примет налог к вычету и подаст уточненку по налогу на прибыль за периоды, когда списал стоимость товара на расходы.

Если покупатель согласился на увеличение цены договора на НДС, налог он заявит к вычету. На доходах-расходах это не скажется. В учете корректировок проводить не надо — стоимость товара, по которой его приняли к учету, не изменилась.

Безопасный вариант. Если покупатель согласен уточнить условие о цене договора, заключите допсоглашение. В нем зафиксируйте новые договоренности.

Отвечает Александр Сорокин,

заместитель начальника Управления оперативного контроля ФНС России

«ККТ нужно применять только в случаях, если продавец предоставляет покупателю, в том числе своим сотрудникам, отсрочку или рассрочку по оплате своих товаров, работ, услуг. Именно эти случаи, по мнению ФНС, относятся к предоставлению и погашению займа для оплаты товаров, работ, услуг. Если организация выдает денежный заем, получает возврат такого займа или сама получает и возвращает заем, кассу не применяйте. Когда именно нужно пробивать чек, смотрите в

Новое на сайте

>

Самое популярное